Ушел из жизни последний пилот "Бурана" - командир группы космонавтов-испытателей Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС (ГК НИИ ВВС) Алексей Сергеевич Бородай...
...Любой самолет сначала испытывают его создатели - летчики-испытатели Минавиапрома в подмосковном ЛИИ им. Громова. И только потом его принимает заказчик - Минобороны в лице летчиков-испытателей ГК НИИ ВВС. Ну и затем, после принятия самолета на вооружение, на нем начинают летать строевые летчики.
"Буран" тоже создавал Минавиапром по заказу Минобороны, и поэтому для космических полетов на нем готовились два отряда космонавтов.
Первый состоял из гражданских 
летчиков-испытателей ЛИИ - эту группу будущих космонавтов возглавлял Игорь Волк. 
Именно они поднимали в воздух самолет-аналог "Бурана" - 
БТС-02 ОК-ГЛИ, на котором отрабатывали автоматическую посадку. Два члена 
этого отряда - Игорь Волк и Анатолий Левченко даже успели слетать в космос на 
"Союзах" - ведь именно им предстояло пилотировать "Буран" в первом космическом 
полете.
Программа летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) каждого "Бурана" (планировалось построить 5 летных кораблей) состояла из 4 пилотируемых полетов - после этого корабли должны были быть переданы заказчику, и во всех последующих полетах их экипажи должны были состоять уже из членов военного отряда космонавтов-испытателей.
После первого 
беспилотного полета "Бурана" 15 ноября 1988 г. вся слава досталась 
гражданскому отряду, и в первую очередь Игорю Волку, Анатолию Левченко и 
заменившему последнего Римантасу Станкявичису. Это и понятно - они были 
гражданскими и о них можно было рассказывать, а Волк и Левченко еще и успели 
слетать в космос.
А вот о военном отряде пилотов "Бурана", которые должны были летать в космос на 
многоразовых кораблях много и долго, мало что известно широкой публике - ведь 
каждый полет выполнял военные задачи.
Сейчас принято говорить, что "Буран" оказался не нужен, что под него не было 
полезных нагрузок, и т.д. и т.п.
Ответственно говорю - это не так. Реальное назначение 
"Бурана" знал крайне ограниченный круг лиц, допущенный до высшего уровня 
государственных секретов СССР. Поэтому любой, кто говорит, что для "Бурана" не 
было задач в космосе - демонстрирует уровень своей некомпетентности по теме.
Скажу лишь, что под "Буран" разрабатывалось 28 военно-стратегических систем 
космического базирования (в том числе 8 ударных), и собирать их на орбите, 
обслуживать и вести боевые действия в космосе и из космоса по Земле должны были 
именно космонавты-испытатели ГК НИИ ВВС.
Первоначальным планом 
ЛКИ предполагалось, что беспилотными будут первые два полета, а третий 
станет первым пилотируемым (экипаж И. Волк и А. Левченко).
Но программа ЛКИ неоднократно менялась, и в ее окончательном варианте 
второй полет (в декабре 1991 г.) хоть и был беспилотным (старт и посадка), но 
уже на орбите к "Бурану" должен был пристыковаться "Союз-спасатель", 
пилотируемый двумя военными космонавтами - Иваном Бачуриным и Алексеем Бородаем. 
Они должны были перейти на борт "Бурана", расконсервировать его системы и в 
течение суток выполнить ряд экспериментов.
Алексей Сергеевич рассказывал мне, что они с Бачуриным знали программу своего 
полета, но перед запуском они должны были получить запечатанный пакет из 
Генштаба Минобороны СССР, вскрыть который они могли только после выхода на 
орбиту, а в случае любой аварийной ситуации - должны были уничтожить его даже 
ценой собственной жизни...
|  |  | |
| Середина 1990-х годов | Середина 1980-х годов | 
Бородай был летчиком от Бога. 
Его подготовка, как и подготовка его товарищей по военному отряду космонавтов, 
кардинально отличалась от подготовки космонавтов ЛИИ. Если гражданские 
испытатели "учили летать" корабль в штатных ситуациях, то военные космонавты 
учились спасать "Буран" в любых нештатных ситуациях. Они готовились на нем не 
просто летать, а воевать. Но об этом - не здесь и не сейчас...
|  |  | 
| Летчики не умирают - они 
	просто "уходят на небо". Полковник Алексей Сергеевич Бородай ушел в космос... Вечная Память... | 
| Переход на: | 
Web-master: ©Вадим
Лукашевич 1998-2024
E-mail: buran@buran.ru