Международная экспертиза финансового плана

В связи с широким международным интересом к реализации МАКС и возникновением потребностей потенциальных участников проекта в получении самостоятельных оценок технической и финансовой эффективности МАКС, были проведены независимые зарубежные исследования технической и финансовой состоятельности предлагаемой к реализации концепции МАКС [18, 19].

Отличительной чертой этих исследований является зарубежный подход к оценке созданного научно-технического задела и определение потребного объема материально-технических и финансовых затрат. В частности, в качестве основных производственных мощностей в каждом из анализов закладывались национальные производственные мощности, оценка стоимости задела производилась в национальных сопоставимых ценах, аналогичным образом использовались национальные системы налогообложения, затратные и прочие составляющие издержек.

В ряде случаев, как, например в исследовании [19], при оценке потребных затрат на НИОКР оценивался потребный уровень аналогичных разработок в национальной промышленности, что привело к существенным структурным различиям внутри статей потребных инвестиций: английской электронной промышленности требуется значительно меньше средств на создание необходимых систем МАКС, чем это закладывается в отечественных размерах финансовых затрат, однако ввиду практически полного отсутствия национального (британского) задела в области криогенных ракетных двигателей потребные финансовые и временные затраты на разработку маршевого ЖРД в несколько раз выше, чем в предлагаемом бизнес-плане, основанном на российских разработках.

Тем не менее, суммарные сроки проведения работ и потребные инвестиции в упоминаемых исследованиях и в данном бизнес-плане близки. То же самое можно сказать и об основных параметрах окупаемости и рентабельности.

Отчет [18], выполненный группой доктора П.Крамера (Dr. Peter Kramer), сотрудниками фирмы "DASA", Мюнхен (Германия), и экспертами фирмы DARA-Diskussionskreis Transportsysteme, Бонн, по заказу немецкого национального космического агентства, подтверждает основные положения "Финансового плана" данного бизнес-плана:
» срок разработки в 6-7 лет (включая 5 лет НИОКР) и 1-2 года - постройка опытных образцов и проведение испытаний;
» общий потребный объем инвестиций в размере $3515 млн.;
» план-график работ (Приложение 1);
» кумулятивные потоки проекта (Приложение 2);
» сроки главных событий реализации проекта МАКС и сроки окупаемости:

-

первый коммерческий запуск МАКС - через 5 лет с начала реализации проекта;
- преодоление точки безубыточности, начало получения прибыли - через 3 года после первого запуска, через 8 лет с начала реализации проекта;
- срок окупаемости - через 2 года после достижения точки безубыточности, через 5 лет после первого испытательного запуска МАКС;
- продолжительность жизненного цикла МАКС - 15-20 лет после первого испытательного запуска МАКС.

Приложение 1
(План-график работ согласно отчета "MAKS - The Russian/Ukrainian Multi Role Space Transport System", Dr. Peter Kramer, DASA, Munchen, February 1994, pages 1-48.):

Приложение 1

Приложение 2
(Кумулятивные финансовые потоки проекта МАКС согласно отчета "MAKS - The Russian/Ukrainian Multi Role Space Transport System", Dr. Peter Kramer, DASA, Munchen, February 1994, pages 1-48):
Приложение 2

Основной вывод рассматриваемого исследования заключается в том, что "...МАКС является первым большим шагом на пути к действительно многоразовым транспортным космическим системам с горизонтальным стартом, преодолевающий сложившийся застой в космической активности человека." [18, p.39]

Данные [19], приведенные в экономической части исследования группы экспертов компании "British Aerospace Space & Communications Ltd." (Великобритания) под руководством д-ра Паркинсона (R.C.Parkinson), определены из условия отсутствия предварительных разработок и базируются на базе западноевропейских нормативов трудозатрат. Наибольшее отличие отмечается в стоимости разработки внешнего топливного бака (которая получена экстраполяцией данных по внешнему топливному баку американского многоразового космического корабля "Спэйс Шаттл").

Однако, не смотря на различные стоимостно-затратные подходы к финансовому анализу проекта, общая стоимость потребных инвестиций в [19] определена в 6160 млн. экю по курсу 1993 г.

Сроки начала эксплуатации системы определены в 4 года с начала реализации проекта (при наличии необходимого финансирования), начало коммерческих операций - на 6-ой год с начала реализации проекта.

Исследованием подтверждены закладываемые в проект стоимость запуска (таблицы 7.15-7.16, рис.7.4-7.5), структура валовой выручки (таблицы 7.21-7.22, рис.7.6-7.7) и рыночные оценки цен на запуски.


На сайте представлены выдержки из бизнес-плана и основные результаты.
 Желающим получить полный текст документа
необходимо скачать архив, нажав на кнопку справа:

Скачать архив bp_MAKS_v2000.rar с документами


возврат на homepageпереход к ОК БУРАНПОЛЕТ БУРАНАЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИпереход к беспилотным КА БОРпереход к программе СПИРАЛЬпереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
Copyright©Вадим Лукашевич 2000