ГЛАВА 6
Развитие ракетно-космических систем и их составных систем.
     Ракета-носитель среднего класса 11А511У ("Союз-У") разработана на базе РН 11А511 
на основании Решения Комиссии Президиума СМ СССР по 
военно-промышленным вопросам N 31 от 10.02.1971 г.
     В настоящее время в эксплуатации, кроме РН 11А511У и её 
модификаций (11А511У-2, 11А511У-ПВБ), находится также комплекс ракеты-носителя 
"Молния" (8К78М). До недавнего времени использовалась ещё одна модификация 
ракет-носителей семейства Р-7А - 8А92М.
     Решением совместного НТС ВКС МО РФ, РКА и 
Госкомоборонпром РФ по вопросу "Рассмотрение эскизного проекта на модернизацию 
комплекса РН типа Р-7А и определение порядка 
дальнейших работ по ОКР "Русь" от 14.12.1993 г. предусмотрена модернизация в 
объёме, предусматривающем создание новой системы управления с БЦВМ, а также 
повышение энергетических характеристик и высокочастотной устойчивости ДУ 1 и 2 
ступеней за счёт применения форсуночных головок с улучшенным смесеобразованием.
     В дальнейшем, согласно решению МО РФ и 
Госкомоборонпрома от 12.4.1994 г. о порядке создания космических систем и 
комплексов связи, навигации и геодезии, было признано необходимым проводить 
разработку ряда космических комплексов с учетом выведения КА с помощью РН 
"Союз-2" и РБ "Фрегат". Для обеспечения необходимого уровня энергетических 
характеристик РН предусмотрено создание блока "И" (3-й ступени РН) с двигателем 
11Д451М разработки КБХА.
     Целями модернизации комплекса РН 11А511У являются:
     - продление жизненного цикла КРН и расширение 
номенклатуры запускаемых КА с полигона "Плесецк";
     - снижение потребностей в использовании
космодрома "Байконур";
     - последовательное снижение потребностей в 
использовании РН на высокотоксичных компонентах топлива;
     - сокращение номенклатуры изготавливаемых ракетных 
блоков.
     На совместном совещании РКА и ВКС от 17.03.1995 г. было 
принято решение о поэтапном проведении работ в рамках ОКР "Русь" с 
соответствующей динамикой наращивания энергетических возможностей РН, а именно:
     - совершенствование конструкции ДУ I-й и II-й ступеней 
на основе создания новой форсуночной головки с целью исключения горючего "циклин";
    - создание СУ на современной отечественной элементной базе, 
новой цифровой радиотелеметрической системы (этап 1а);
     - оснащение 3-й ступени новым двигателем с более 
высокими удельными характеристиками (этап 1б);
     - глубокая модернизация РН путём замены двигателей I-й 
и II-й ступеней на модифицированный вариант двигателя 11Д123 (этап 2).
     При этом принято решение о проведении ЛИ РН "Союз-2" 
этапа 1а в 1997 году. Начало ЛИ РН "Союз-2" этапа 1б уточняется по результатам 
работ 1995 года, а порядок создания РН "Союз-2" 2 этапа определяется по 
результатам рассмотрения технических предложений ЦСКБ в IV квартале 1995 года.
     Проведение указанной модернизации, по материалам 
эскизного проекта, позволит:
     - полностью расширить задачи обеспечения запусков 
требуемой номенклатуры существующих и перспективных КА с космодрома "Плесецк";
     - увеличить массу выводимого полезного груза на 
1150-1250 кг, включая 850...950 кг за счёт нового блока "И" (III ступень), и 
создать условия для перевода запусков пилотируемых и грузовых кораблей "Союз" и 
"Прогресс" с космодрома "Байконур" на космодром "Плесецк" 
с одновременным переходом на орбиты с наклонением до 64,8 и с увеличением массы 
этих кораблей до 7760 и 8020 кг соответственно;
     - увеличить габариты выводимых КА за счёт применения 
головного обтекателя диаметром 3,7 м.
     - организовать изготовление РН "Союз-2" на заводе 
"Прогресс" (г.Самара) в технологическом процессе производства РН типа
Р-7А с минимальными объёмами дооснащения.
     В общем виде ракета-носитель "Союз-2" представляется 
как унифицированная трёхступенчатая для выведения на рабочие орбиты низко- и 
среднеорбитальных КА, а также на промежуточные орбиты космических головных 
частей с разгонным блоком "Фрегат" разработки НПО им. С.А.Лавочкина, 
обеспечивающего дальнейшее выведение КА на высокие орбиты или отлётные 
траектории.
     Основные характеристики 
эксплуатируемой РН "Союз" и РН "Союз-2" представлены в табл. 2.28.1.
Таблица 2.28.1.
Основные характеристики модернизируемой РН типа Р-7А
| 
         N  | 
        
         Характеристики  | 
        
         РН "Союз"  | 
        
         
        РН "Союз-2"  | 
      
| 
       1  | 
      
       Количество ступеней  | 
      
       3  | 
      
       3  | 
    
| 
       2  | 
      
       Стартовая масса, т  | 
      
       309,7   | 
      
       307, 2  | 
    
| 
       3  | 
      
       Начальная масса, т  | 
      
       
  | 
      
       
  | 
    
| 
       
  | 
      
       - I ступени  | 
      
       171,8  | 
      
       171,85  | 
    
| 
       
  | 
      
       - II ступени  | 
      
       97,7  | 
      
       96,7  | 
    
| 
       
  | 
      
       - III ступени  | 
      
       25,4  | 
      
       25,4  | 
    
| 
       4  | 
      
       Мпг, выводимого на орбиту, т  | 
      
       
  | 
      
       
  | 
    
| 
       - Нкр=200 км, i=51 град.  | 
      
       7,5  | 
      
       -  | 
    |
| 
       - Нкр = 200 км, i= 90 град.  | 
      
       6,7  | 
      
       -  | 
    |
| 
       - Нп/На=224/262км, i=62,8 град.  | 
      
       -  | 
      
       7,95  | 
    |
| 
       - Нп/На=204/280 км, i=81,4 град.  | 
      
       -  | 
      
       7,57  | 
    |
| 
       - Нп/На=510/40000км, i=62,8 град.  | 
      
       -  | 
      
       2,48(с РБ "Фрегат")  | 
    |
| 
       5  | 
      
       Масса конструкции, т  | 
      
       24,207  | 
      
       24,32  | 
    
| 
       
  | 
      
       - I ступени  | 
      
       3,78х4  | 
      
       3,8х4  | 
    
| 
       
  | 
      
       - II ступени  | 
      
       6,625  | 
      
       6,525  | 
    
| 
       
  | 
      
       - III ступени  | 
      
       2,33  | 
      
       2,597  | 
    
| 
       6  | 
      
       Длина РН (с ГБ типа "Союз"), м  | 
      
       49,4  | 
    |
| 
       7  | 
      
       Максимальный поперечный размер, м  | 
      
       10,3  | 
    |
| 
       8  | 
      
       Длина/диаметр ракетных блоков, м  | 
      
       
  | 
    |
| 
       
  | 
      
       - I ступени  | 
      
       19,2/2,68  | 
    |
| 
       
  | 
      
       - II ступени  | 
      
       27,1/2,95  | 
    |
| 
       
  | 
      
       - III ступени  | 
      
       6,7/2,66  | 
    |
| 
       9  | 
      
       Заправляемый запас топлива, т  | 
      
       
  | 
    |
| 
       
  | 
      
       - I ступени  | 
      
       156,648  | 
    |
| 
       
  | 
      
       - II ступени  | 
      
       90,160  | 
    |
| 
       
  | 
      
       - III ступени  | 
      
       22,76  | 
    |
| 
       10  | 
      
       Состав ДУ (количество/индекс)  | 
      
       
  | 
    |
| 
       
  | 
      
       - I ступени  | 
      
       4/11Д512  | 
      
       4/14Д22  | 
    
| 
       
  | 
      
       - II ступени  | 
      
       1/11Д511  | 
      
       1/14Д21М  | 
    
| 
       
  | 
      
       - III ступени  | 
      
       1/11Д55  | 
      
       1/14Д23М  | 
    
| 
       11  | 
      
       Суммарная тяга РН, тс  | 
      
       
  | 
      
       
  | 
    
| 
       
  | 
      
       - I ступени (на Земле/в пустоте)  | 
      
       411/505,9  | 
      
       422,3/517,2  | 
    
| 
       
  | 
      
       - II ступени (в пустоте)  | 
      
       99,6  | 
      
       100,9  | 
    
| 
       
  | 
      
       - III ступени (в пустоте)  | 
      
       30,38  | 
      
       30,0  | 
    
| 
       12  | 
      
       Удельный импульс тяги ДУ (на Земле/в пустоте), с  | 
      
       
  | 
      
       
  | 
    
| 
       
  | 
      
       - I ступени  | 
      
       254,2/311,4  | 
      
       261,8/319,0  | 
    
| 
       
  | 
      
       - II ступени  | 
      
       249,9/313,4  | 
      
       254,9/318,5  | 
    
| 
       
  | 
      
       - III ступени  | 
      
       - / 325  | 
      
       - / 357  | 
    
| 
       13  | 
      
       Тип системы управления  | 
      
       аналоговая  | 
      
       цифровая  | 
    
     На первой и второй ступенях РН "Союз-2" используются модернизированные двигатели 11Д511М и 11Д512М 
разработки КБ НПО "Энергомаш". На двигателях применяется новая смесительная 
головка с однокомпонентными форсунками окислителя и горючего (вместо 
двухкомпонентных) с дополнительными конструктивными мероприятиями по обеспечению 
устойчивости рабочего процесса в камерах сгорания. Применение новой смесительной 
головки позволит, по оценке разработчика, увеличить удельный импульс тяги 
двигательных установок центрального и боковых блоков на 4 и 5 с соответственно, 
а также увеличить тягу приблизительно на 2%.
     На третьей ступени 
(см. иллюстрацию слева вверху) используется новый двигатель 11Д451М представляет собой четырёхкамерный ЖРД, 
выполненный по схеме с дожиганием окислительного газогенераторного газа и с 
качающимися камерами сгорания для управления вектором тяги.
     В настоящее время двигателям 
11Д511М: 11Д512М и 11Д451М присвоены индексы 14Д21: 14Д22 и 14Д23 
соответственно.
     Новая система управления 
ракеты-носителя "Союз-2" разработки НПО "Автоматика" (г.Екатеринбург), кроме 
решения задачи по замене элементной базы, создает предпосылки для улучшения 
эксплуатационных качеств РН, из которых наиболее принципиальными являются:
     - исключение необходимости 
разворота РН на старте по азимуту стрельбы путём введения программного разворота 
по крену на начальном участке полёта, что принципиально позволит решить задачу 
дистанционной отстыковки заправочных магистралей на старте;
     - реализация ограничений по 
углу атаки в процессе полёта РН, что позволяет снизить нагрузки на РН и 
расширить возможности по увеличению габаритов КА.
     Применение новой цифровой 
радиотелеметрической системы разработки РНИИ КП, также как и системы управления, 
кроме решения задачи по замене элементной базы, создает предпосылки для 
улучшения эксплуатационных качеств РН, из которых наиболее важными являются:
     - исключение сбоя информации 
в таких переходных процессах, как разделение ступеней;
     - автоматизация обработки 
телеметрической информации.
     В настоящее время работы по ОКР "Русь" идут с отставанием по срокам окончания основных этапов работ по 
системе управления, двигателям 1 и 2 ступеней, измерительному комплексу. 
Недостаток финансирования и другие объективные трудности предопределили перенос 
начала ЛКИ на конец 1997 года.
При оформлении страницы использована 3D-модель Владимира Некрасова