Гудок
23 февраля
2001 года

Полет окончен? Полет продолжается!
Сегодня коллективу НПО "Молния", создателю легендарного "Бурана", исполняется 25 лет

 - Это невероятно, он меняет курс! Он уходит, - голос рассудительного, всегда спокойного Героя России, заслуженного летчика-испытателя Магомеда Толбоева звенел от напряжения. На земле остолбенели. Было от отчего.

Абсолютно непредсказуемое поведение "птички" - гигантского летательного аппарата, на который затрачено двенадцать лет и многие миллионы человеко-часов напряженнейшей работы, в считанные секунды поставило все на грань краха. Никто не успел сказать и слова, как динамики взорвались ликованием.Схема предпосадочного маневрирования. Рисунок А.Юргенсона

- Он возвращается! - сообщил Толбоев. - Но что это? Уходит в другую сторону, да нет, он просто танцует!

И было действительно так. Космический корабль многоразового использования "Буран", совершив в беспилотном режиме орбитальный полет, возвращался к месту старта, на Байконур. Электронный "мозг", держась за невидимые "радиопоручни", протянутые с Земли, с невозможной точностью вывел космолет прямо на посадочную полосу. И когда до посадки оставались считанные секунды, "Буран" словно сошел с рельсов. Он начал выписывать в небе замысловатую змейку.

Впрочем, недоумение продолжалось недолго. Корабль выровнялся, мягко коснулся ВПП, лихо прокатил по ней и в трех метрах от расчетной точки затормозил, качнувшись вперед и вниз, в сторону генерального конструктора. "Буран" словно кланялся, извиняясь за доставленные волнения.

Посадка БуранаДа какие там волнения! Конечно, они были, но все сменилось огромным, всезатопляющим ликованием - впервые в мире космический корабль, управляемый автоматикой, совершил орбитальный полет и приземлился с невиданной, прямо-таки фантастической точностью, ошибясь в расчетах всего на три метра. У него кабина экипажа шире!

То было высочайшим достижением отечественной науки, технологии, промышленности. Когда и зачем создавался "Буран", "Гудок" уже рассказал в прошлом году, в День космонавтики. Невозможно не только перечислить имена специалистов, но даже назвать организации, которые участвовали в этом полете, - газеты не хватит. Но несколько имен не упомянуть не могу. Генеральный конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Главный конструктор Геннадий Петрович Дементьев. Руководитель летной службы Степан Анастасович Микоян. Командир первого экипажа "Бурана" летчик-космонавт Игорь Петрович Волк. И, конечно, тот, кто участвовал в судьбе космолета, что называется, с "осевой линии первого чертежа", - летчик-космонавт №2 Герман Степанович Титов.

- Вы знаете, - вспоминал недавно Глеб Евгеньевич, - а "Буран"-то оказался умнее нас. Точнее, умнее каждого поодиночке. Но все вместе мы вложили в его "голову" такое, что он сумел без посторонней помощи выйти из невероятно сложной ситуации. Да-да, я имею в виду тот самый "танец" при посадке. Дело в том, что при подходе к ВПП скорость машины оказалась несколько выше расчетной. Предусмотрели массу вариантов, как ее погасить. На всякий случай заложили даже старинный "дедовский" способ. Еще на заре авиации планеристы, чтобы "притормозить", научились перед приземлением делать в воздухе "змейку". Способ простой и очень эффективный. Вот его-то и выбрал "Буран". Но, представляете, как пришлось поволноваться всем нам, особенно Магомеду Толбоеву, который сопровождал корабль на МиГе и снимал посадку на видео...

Сегодня - серебряный юбилей "Молнии". Кое-кто из пессимистов будет встречать его с грустью: "Буран" не летает, проект закрыт, главная задача, ради которой и создавали Научно-производственное объединение, не выполнена.

Полноте! Выполнена, да еще как!

Никто в мире не способен повторить такую высокоточную систему радионавигации и автоматического управления. Никто в мире не способен создать ракету-носитель, хотя бы отдаленно приближающуюся к "Энергии", построенной под началом Юрия Павловича Семенова, к "Энергии", что вывела "Буран" на орбиту. А что говорить о сотнях, если не тысячах новейших технологий буквально во всех отраслях человеческого знания и умения? Нет, вклад НПО "Молния" в славу Отечества неоценим.

Что дальше? А вот что. С прекращением полетов "Бурана" блеск "Молнии" не ослабевает. Передовые технологии позволяют создавать малые супернадежные самолеты, уникальные автоматизированные тепличные системы. Но вершина всего -проект МАКС, Международный авиационно-космический старт.

Идея проста и вроде бы лежит на поверхности. Берем огромный самолет-носитель типа "Мрии", той самой, что построена в киевском ОКБ имени О.К.Антонова и переносила "на спине" "Буран" на Байконур. Таким же образом крепим аналогичный корабль многоразового использования. Самолет поднимается к границе стратосферы и "выбрасывает" в пространство космолет. По сути, это возвращение к проекту "Спираль", о котором "Гудок" уже рассказывал. Главное - для этого в НПО есть необходимые опытные, теоретические и конструкторские разработки, опытные, преданные делу специалисты.

...Словом, с праздником, Друзья!

Николай ДОМБКОВСКИЙ


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru