Конструктивно-компоновочная схема (технографика) орбитальной ступени "Спейс Шаттл"


Увеличить до 3728х2312, 2,12MBZoom In to size 3728х2312, 2,12MB

Обозначения на конструктивно-компоновочной схеме (технографике) орбитальной ступени "Спейс Шаттл":
Общие элементы конструкции орбитальной ступени
1 - коробчатая (кессонная) конструкция двухлонжеронного вертикального стабилизатора с панелями обшивки, выполненными как единая целая конструкция с подкрепляющими элементами жесткости; 2 - опорная базовая нервюра вертикального стабилизатора, изготовленная как единая целая конструкция; 3 - многоболтовые узлы стыка между фюзеляжем и вертикальным стабилизатором; 4 - конструкция, воспринимающая тягу двигателя; 5 - силовая рама с наклонными стержнями, обеспечивающая передачу тяги двигателей на опору вертикального стабилизатора (выполненная как единая целая конструкция); 6 - "плечевой" лонжерон хвостового отсека; 7 - несущая конструкция заделки лонжерона крыла; 8 - верхний узел стыка хвостового отсека с фюзеляжем; служит также в качестве узла для подвески орбитального корабля в подъемном устройстве; 9 - верхние силовые балки (для передачи тяги) из титана, упрочненного в узлах стыковки наваркой бороэпоксидного материала; 10 - нижние силовые балки; 11 - титановые расчалки, изготовленные методом диффузионной сварки после механической обработки; 12 - килевые балки; 13 - алюминиевая защита сотовой конструкции (с теплоизоляцией); 14 - плечевой лонжерон отсека полезного груза в средней части фюзеляжа; 15 - лоток для прокладки электрического кабеля; 16 - шпангоуты, выполненные как единая конструкция путем механической обработки; 17 - элементы жесткости обшивки между шпангоутами, выполненные путем механической обработки; 18 - алюминиевые панели обшивки, выполненные как единая конструкция с подкрепляющими элементами жесткости; 19 - поддерживающие растяжки; 20 - несущая конструкция заделки крыла в отсеке полезного груза; 21 - теплоизоляционные панели облицовки отсека полезного груза; 22 - створка отсека полезного груза; обычная обшивка и стрингерный набор (две створки; четыре панели); 23 - панели радиатора (две на каждую сторону); 24 - кабина экипажа в передней части фюзеляжа; 25 - шпангоуты и оболочка для внутреннего конуса кабины, выполненные как единая конструкция с подкрепляющими элементами жесткости (кабина представляет собой автономный модуль, заключенный в аэродинамическую оболочку); 26 - опорные узлы модуля кабины (всего 12 шт.); 27 - задняя стенка герметичного модуля; 28 - передняя стенка герметичного модуля; 29 - крышка (дверца) входного люка; 30 - рамы иллюминаторов и термостойкие стекла (механическая обработка при изготовлении); 31 - передний негерметичный носовой отсек; 32 - носок переднего отсека из упрочненного материала "углерод-углерод"; 33 - многоболтовые узлы стыка между крылом и фюзеляжем; 34 - лонжероны крыла с гофрированной стенкой; 35 - составные нервюры крыла с большим числом расчалок (передняя часть от полной нервюры); 36 - верхние и нижние панели обшивки крыла со стрингерами, прикрепленными с помощью заклепок; 37 - узел на стыке между крылом и фюзеляжем (размещение разделительных, соединительный колодок по гидравлическим магистралям и электрическим цепям); 38 - съемная конструкция передней кромки крыла, панели обшивки из упрочненного углерод-углеродного материала; 39 - панели, обеспечивающие доступ к узлам креплений передней кромки (верхние и нижние); 40 - теплостойкая поверхностная теплоизоляция вдоль всего лонжерона передней кромки с материалом, служащим тепловым барьером; 41 - панели защитного кожуха элевонов (обеспечивают также доступ к органам управления элевонами и силовым приводам); 42 - единая конструкция, прикрытая плитками высокотемпературной и низкотемпературной тепловой защиты.

Система обеспечения жизнедеятельности
С1 - крышка люка для доступа в отсек полезного груза или в космическую лабораторию "Спейслэб";
С2 - аварийный люк (только на первых двух орбитальных самолетах);
С3 - верхний иллюминатор для наблюдений;
С4 - задние иллюминаторы;
С5 - рабочее место командира;
С6 - рабочее место пилота;
С7 - пульты системы управления полетом (в автоматическом режиме или, в случае необходимости, с участием экипажа);
С8 - ручное управляющее устройство (с двух сторон);
С9 - педали руля направления (с двух сторон);
С10 - управляющее устройство воздушного тормоза (с двух сторон);
С11 - приборные панели;
С12 - туалет и отсек личной гигиены;
С13 - кухня;
С14 - доступ на нижнюю палубу через два люка;
С15 - шлюзовая камера;
С16 - лестница для спуска на нижнюю палубу;
С17 - спальные места для четырех человек;
С18 - теплообменник кабины и водяной сепаратор;
С19 - вентилятор;
С20 - баки для использованной воды;
С21 - баки с водой для питья и других нужд;
С22 - теплообменник и вентилятор приборного отсека;
С23 - трубопроводы системы охлаждения приборов и измерительного оборудования;
С24 - трубопроводы для возврата воздуха к вентиляторам кабины;
С25 - трубопроводы продувки (вентиляции) кабины и отсека полезного груза (азотная продувка, направление вентиляции - к хвостовому отсеку).

Топливные системы
F1 - водородный бак (бак кислорода впереди);
F2 - алюминиевая обшивка, выполненная как единая конструкция с подкрепляющими элементами, опорные шпангоуты;
F3 - нижнее днище (механическая обработка);
F4 - опора задних стыковочных узлов между орбитальным самолетом и подвесным топливным отсеком;
F5 - магистраль подачи водорода к двигателям;
F6 - магистраль подачи кислорода к двигателям;
F7 - крышка люка-лаза;
F8 - устройство, предотвращающее вихреобразование;
F9 - магистраль наддува водородного бака;
F10 - магистраль наддува кислородного бака;
F11 - магистраль циркуляции кислорода;
F12 - электропроводка;
F13 - внешний опорный узел трубопровода с шаровой пятой, скользящей по поверхности из тефлона при термических деформациях конструкции подвесного топливного отсека;
F14 - отрывное разъемное соединение на магистрали жидкого кислорода (водородное - с другой стороны), размещенное на орбитальном самолете;
F15 - основная магистраль питания жидким водородом;
F16 - разделительная колодка жидкого кислорода (водородная колодка - с другой стороны хвостового отсека);
F17 - трубопровод заправки и слива кислородного бака;
F18 - топливные баки вспомогательной силовой установки (три бака);
F19 - четыре баллона с гелием, применяемым для пневматических систем, для привода клапанов и продувки баков;
F20 - твердотопливный ускоритель (по одному с каждой стороны);
F21 - ленточный тормозной парашют (четыре);
F22 - основной парашют для спасения твердотопливного ускорителя (три);
F23 - доступ в отсек навигационной аппаратуры и системы управления вектором тяги;
F24 - желоб для прокладки кабеля;
F25 - передние РДТТ системы разделения (тягой по (9,07 т каждый);
F26 - задние РДТТ системы разделения (тягой по 9,07 т каждый);
F27 - задняя юбка и конус опорного стартового узла;
F28 - профилированное сопло в карданной подвеске с углом отклонения по любой оси 8º .

Оборудование для обслуживания полезного груза
Е1 - рабочее место в кабине для управления обслуживанием полезного груза;
Е2 - рабочее место в кабине для управления маневрами сближения и стыковкой;
Е3 - рабочее место специалиста по полезному грузу (бортинженера);
Е4 - манипулятор;
Е5 - концевик манипулятора;
Е6 - опора для укладки манипулятора;
Е7 - направляющая узла подвески полезного груза (с электроприводом);
Е8 - цапфа для установки полезного груза.

Двигательная установка РСУ, основные двигатели и система орбитального маневрирования
Р1 - основной ЖРД фирмы "Рокетдайн" с регулируемой тягой (один из трех);
Р2 - силовой привод для качания двигателя в кардане (по два на каждый двигатель) на углы плюс/минус 10,5º в плоскости тангажа, плюс/минус 8,5º в плоскости рыскания;
Р3 - бустерный ТНА горючего;
Р4 - основной ТНА горючего;
Р5 - основной ТНА окислителя;
Р6 - электронный блок управления двигателя;
Р7 - сопло;
Р8 - магистрали подвода горючего для охлаждения сопла;
Р9 - топливная защита;
Р10 - блоки ДУ системы орбитального маневрирования (по одному блоку с каждой стороны; блоки объединены по топливу);
Р11 - двигатель системы орбитального маневрирования, качающийся в кардане с электромеханическим приводом (два двигателя тягой по 2,7 т);
Р12 - топливные баки ДУ системы орбитального маневрирования (окислитель - четырехокись азота N2O4; горючее - монометилгидразин CN2H6);
Р13 - баллон с гелием для наддува ДУ системы орбитального маневрирования;
Р14 - система реактивного управления;
Р15 - основные двухкомпонентные двигатели, по 12 двигателей с каждой стороны (тяга каждого двигателя в пустоте 394 кг);
Р16 - вернъерные двигатели, по одному с каждой стороны (тяга каждого двигателя в пустоте 11,3 кг);
Р17 - топливные баки ДУ РСУ с N2O4 и CN2H6;
Р18 - три передний блока двигателей РСУ;
Р19 - неподвижные двигатели (14 двигателей);
Р20 - вернъерные двигатели (2 двигателя);
Р21 - топливные баки передних двигателей реактивной системы управления;
Р22 - подвод наземных средств обслуживания.

Электронная аппаратура, электрические системы и радиооборудование
А1 - задний приборный отсек (один из трех);
А2 - створки отсека полезного груза и космического радиатора, открывающиеся с помощью электропривода;
А3 - топливные элементы системы электропитания орбитального самолета (всего три ТЭ);
А4 - панели электроразъемов между кабиной экипажа и отсеком полезного груза;
А5 - датчики статического давления и температуры воздуха (в нормальном положении находятся в убранном состоянии, исключая участки выхода на посадочную полосу и посадки);
А6 - антенны S - диапазона частот;
А7 - антенны L - диапазона частот;
А8 - антенны Ku - диапазона частот;
А9 - прожектор (три на каждую сторону);
А10 - кислородно-водородное рабочее тело для ТЭ системы энергопитания;
А11 - прозрачный кожух для звездного датчика.

Гидравлическая система
Н1 - один из трех резервуаров с рабочим телом гидросистемы, обслуживающих три независимые системы;
Н2 - насос (три) с переменной производительностью, создающий давление 210 ата;
Н3 - стандартная вспомогательная силовая установка (одна из трех);
Н4 - выхлопные патрубки вспомогательной силовой установки;
Н5 - водяные испарители и охлаждающие устройства (один из трех);
Н6 - выброс водяного испарителя;
Н7 - блок привода руля направления и воздушного тормоза;
Н8 - привод поворота (один из четырех);
Н9 - привод подфюзеляжного тормозного щитка (три привода) с углами отклонения -11,7º и +22,5º;
Н10 - приводы элевонов (два на сторону, всего четыре), отклоняющихся на углы -40º и +15º;
Н11 - силовые цилиндры привода качания основного двигателя в кардане (два на каждый двигатель) и управляющие клапаны (три);
Н12 - устройство для противоскольжения, основное шасси и замок убранного состояния, снабженные гидроприводами (все три стойки выполнены по типу свободнопадающей конструкции);
Н13 - носовое шасси (управление осуществляется гидроприводом).

Для сравнения - конструктивно-компоновочная схема (технографика) орбитального корабля "Буран"


Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к другим проектам Многоразовых космических кораблейпереход к карте сайтапереход к web-мастеру

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru