Моделист-конструктор
№12 декабрь 1990

Стартует модель

Модель-копия ракетно-космического комплекса "Энергия"-"Буран" разработана в масштабе 1:66,66 ракетомоделистами станции юных техников города Электростали. Она выполнена в упрощенном варианте и предназначена для старта с одной работающей ступенью - без отделения боковых блоков и орбитального корабля. Одновременно модель может служить наглядным пособием.
   Для изготовления корпусов предлагаемой летающей копии ракеты-носителя "Энергия" необходимо всего две оправки - диаметром 57,5 и 115,2 мм. Основной материал центрального и боковых блоков - чертежная бумага. Для склейки лучше применять казеиновый клей. После высыхания он обеспечит достаточную жесткость корпусам и небольшой вес. Но надо иметь в виду, что бумага при такой технологии дает большую усадку.
   Боковой блок (их всего четыре) - склеивают на оправке диаметром 57,5 мм. Затем зашкуривают шов, покрывают нитролаком и отрезают по длине (475 мм). Сверху крепят обтекатель, вырезанный из пенопласта и армированный писчей бумагой.
   В хвостовой части блока вклеивают шпангоут из фанеры толщиной 1,5 мм. Предварительно в нем делают четыре отверстия под сопла. Одно из них, с противоположной стороны шпангоута (обращенной внутрь блока), усиливают липовой обоймой. В это отверстие ставят сопло, в которое закрепляют двигатель. Оно будет "рабочим". Сопла формуют из двух слоев стеклоткани на металлической фигурной оправке. Наибольший диаметр сопла - 21,75 мм, длина - 17,7 мм.
   Наружные детали бокового блока - обтекатели парашютной системы и посадочных устройств - вырезают из пенопласта и оклеивают бумагой на ПВА. Двигатели системы разделения блока, гаргроты кабельной сети имитируют отрезками липовых реек разного сечения, а их сопла - наклейкой небольших цилиндриков. После этого монтируют узлы крепления блока к центральному корпусу.
   Центральный блок изготовляют методом двухслойной обшивки. Внешнюю оболочку длиной 617 мм наматывают из плотной бумаги в два слоя на оправке диаметром 115,2 мм. Внутренняя оболочка, являющаяся технологической осью для сборки блока, имеет переменное сечение (наименьшее - 60 мм). В хвостовой части (на длине 100 мм) она выполнена конической. На внутреннюю оболочку устанавливают два пенопластовых шпангоута, на которые укрепляют внешнюю часть корпуса.
   В хвостовую часть блока вклеивают донный шпангоут, выточенный из пенопласта и армированный стеклотканью с эпоксидной смолой; сверлят в нем четыре отверстия, в которые ставят сопла. Их собирают из трех элементов (включая обтекатели), отформованных из стеклопластика. Два сопла, смещенных от центра, оборудуют обоймами для установки МРД. По периметру на донном шпангоуте монтируют нижний пояс связей боковых блоков и нижний узел крепления орбитального корабля. Их выгибают из проволоки ОВС диаметром 1,5 мм, спаивают и вклеивают на эпоксидной смоле. Аналогично выполняют и верхний узел крепления полезной нагрузки.
   Головной обтекатель центрального блока (бак окислителя прототипа), длиной 162,4 мм, вытачивают на токарном станке из пенопласта, затем оклеивают стеклотканью толщиной 0,05 мм и обрабатывают.
   Центральный блок в сборе наполняют наружными копийными деталями: нитками имитируют трубопроводы наддува и дренажа, рейками различного сечения - гаргроты бортовой кабельной сети. Стрингерную конструкцию хвостового и межблокового отсеков имитируют наклейкой реек сечением 1,5х1 мм. Верхние узлы крепления боковых блоков набирают из отрезков целлулоида. Этот же материал используют для имитации сопел двигателей разделения ступеней.
   Модель орбитального корабля "Буран" полностью изготовлена из пенопласта, Фюзеляж - наборной конструкции. Шпангоуты (их восемь) вырезают из пластины пенопласта ПС-4-40 толщиной 6 мм, надевают на ровную рейку-стапель и наклеивают на них продольные пластины. Носовую часть вырезают из целого куска. После высыхания клея обрабатывают фюзеляж до нужных размеров и оклеивают бумагой.
   Крыло и киль выпиливают из пенопластовых пластин толщиной соответственно 26 и 9 мм, профилируют и армируют писчей бумагой на ПВА. К фюзеляжу приклеивают с помощью бамбуковых штырьков.
   После этого зачищают поверхность наждачной бумагой. Если есть неровности, шпаклюют и обрабатывают. Хвостовую часть оборудуют сопловым блоком, состоящим из обтекателя и двух сопел, изготовленных из стеклопластика. Места крепления корабля к корпусу второй ступени усиливают стеклотканью.
   Перед окраской всей модели производят ее полную сборку. Подгоняют узлы крепления всех блоков и орбитального корабля. Основной цвет копии - белый. Но известно, что белая краска не обладает хорошей плотностью. Поэтому для экономии веса сначала красят "серебрянкой" - раствором алюминиевой пудры в нитролаке.
   "Буран" красят в матовый белый цвет. После этого нижнюю часть крыла и фюзеляжа, кромки крыла и киля, модуль ОДУ, балансировочный щиток и хвостовой срез фюзеляжа - в черный. Надпись "СССР" красного цвета, а "Буран" - черного. Сопла ЖРД орбитального маневрирования серые.
   В окраске копии "Энергии", кроме белого, присутствуют и другие цвета: серый, светло-серый. Обтекатели парашютной системы и посадочных устройств блоков "А", плату гироприборов и донную часть блока "Ц" красят в серый цвет, а головной обтекатель блока "Ц" - в светло-серый. Сопла блоков "А" и "Ц" - в цвет металла. Надпись "Энергия" выполняют красной краской по трафарету. Установочные метки и переходники сопел ЖРД - черные.
   Для запуска модель-копию "Энергия" - "Буран" снаряжают шестью двигателями: два - МРД 20-10-4 и четыре - МРД 5-3-0. "Двадцатки" ставят в два сопла центрального блока ("Ц"), а "пятерки" - в сопла всех четырех боковых блоков ("А"). Вышибной заряд одного основного двигателя (МРД 20-10-4) усиливают - досыпают две мерки пороха, а другого - удаляют, а пыж - заклеивают эпоксидной смолой, У снаряженной модели находят центр тяжести. Он должен располагаться на расстоянии 250…260 мм от верхней точки модели. Если же центр тяжести находится ниже - загружают свинцом головной обтекатель. Система спасения копии состоит из двух парашютов диаметром купола 1000 и 1200-мм. Стартовая масса модели-копии около 740 г.

В.Рожков


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru