Объединенная двигательная установка является
одной из основных бортовых систем орбитального корабля (ОК) и
предназначена для выполнения всех динамических
операций в полете.
В штатном (безаварийном) полете
двигатели ОДУ обеспечивают стабилизацию ОК в
связке с РН (с момента включения II ступени),
разделение ОК и РН, довыведение ОК на рабочую
орбиту (двумя импульсами), стабилизацию и
ориентацию ОК, орбитальное маневрирование,
сближение и стыковку с другими КА, торможение,
сход с орбиты и управление спуском.
В нештатных ситуациях, т.е. при авариях
на активном участке, двигатели ОДУ используются
в первую очередь для ускоренной выработки
топлива перед отделением от РН (скорость до 70
кг/с) с целью восстановления необходимой
центровки ОК (топливо может вырабатываться и
после отделения от РН).
В случае экстренного отделения
предусматривается срабатывание специальных
пороховых двигателей ОДУ.
Кроме чисто динамических задач ОДУ как бортовая
система обеспечивает тепловое
саморегулирование, самоконтроль и аппаратурное
самообеспечение, огневые проверки, связь ОК с
наземными системами, а также интеграцию с
системой электропитания по хранению и подаче
жидкого кислорода.

Функционирование ОДУ в штатной (А) и
в нештатных (Б) ситуациях:
1- стабилизация связки ОК-РН; 2-
разделение ОК и РН; 3- довыведение на
опорную орбиту; 4- динамические операции
реактивной системы управления (РСУ) - ориентация,
стабилизация, стыковка и т.п.; 5-
орбитальное маневрирование; 6- сход с
орбиты; 7- управление спуском; 8-
стабилизация связки ОК-РН в нештатной ситуации, ,
а также резервная возможность включения ОДУ на
активном участке (для использования свободного
объема баков); 9- экстренное отделение ОК
от РН в нештатной ситуации, выработка топлива при
аварийном возвращении; 10- аварийное
разделение ОК и РН и управление спуском
Впервые в мировой практике для двигательной установки КА используется криогенный окислитель - жидкий кислород и горючее - некриогенный синтетический углеводород синтин с повышенной эффективностью. Применение этого экологически чистого топлива повысило удельный импульс двигателей, но потребовало внедрения на ОК элементов криогенной техники, поскольку кислород хранится и заправляется в жидком состоянии (температура кипения -183ºС). Особенностью является и то, что в управляющие двигатели кислород подается в газообразном состоянии в отличии от двигателей ориентации, работающих на жидком кислороде.
два двигателя орбитального маневрирования с тягой по 90 кН, пустотным удельным импульсом тяги 362с и с числом включений до 5000 за полет;
38 управляющих двигателей с тягой по 4 кН, удельным импульсом тяги 275...295с (в зависимости от назначения) и числом включений до 2000 за полет;
восемь двигателей точной ориентации с тягой по 200Н, удельным импульсом 265с и с числом включений до 5000 за полет;
четыре твердотопливных двигателя экстренного отделения с тягой по 28 кН и суммарным импульсом тяги по 35 кН с.
Двигатели ОДУ на ОК размещаются с учетом решаемых ими задач. Так, двигатели управления, расположенные в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, обеспечивают координатные перемещения ОК по всем осям и управление его положением в пространстве.
Конструктивно ОДУ состоит из отдельных блоков. К основным блокам ОДУ (см. рисунок справа) относятся базовый (3), два хвостовых (БДУ-П, БДУ-Л) (2) и носовой блоки (1), а также соединяющие их пневмогидравлические магистрали.
Работу жидкостных ракетных двигателей и подачу в них топлива обеспечивают:
топливные баки (основные, вспомогательные и дополнительные) со средствами наддува, заправки, термостатирования, забора жидкости в невесомости и т.п.;
средства поддержания температурного режима окислителя и горючего, а также элементов конструкции;
топливная и газовая арматура и трубопроводы;
приборы, датчики и кабели систем управления и бортовых измерений.
Основные проектные решения были найдены на базе следующих принципиальных положений:
размещение всего запаса жидкого кислорода для маршевых и управляющих двигателей и его хранение в едином теплоизолированном баке при низком давлении (использование глубоко охлажденного до -210ºС кислорода и активных средств его перемешивания позволило избежать потерь на испарение в полете в течение 15...20 сут без применения холодильной машины);
питание двигателей управления газифицированным кислородом, получаемым в специальном газогенераторе (газификаторе) при сжигании в кислороде небольшой доли горючего;
забор жидких топливных компонентов в условиях, близких к невесомости, с помощью специальных заборных устройств на базе мелкоячеистых (капиллярных) сетчатых блоков, расположенных в нижних частях баков;
применение в двигателях управления электрического зажигания, охлаждения газообразным кислородом и избыточного содержания кислорода в камере для исключения образования сажи;
увеличение мощности маршевого двигателя (тяга 90 кН), что позволяет использовать его для ускоренной выработки топлива в нештатных ситуациях, а в перспективе - для повышения общей эффективности многоразовой космической системы за счет включения на активном участке;
поддержание теплового режима ОДУ в нормальном диапазоне собственными средствами (практически автономно от системы обеспечения теплового режима) за счет циркуляции горючего в теплообменном контуре, включающим основной бак;
совмещение профилактической послеполетной очистки внутренних полостей ОДУ с огневыми контрольными испытаниями на технологическом горючем (бензине), проводимыми при межполетном обслуживании;
интеграция ОДУ со смежными системами, в частности с системой электропитания, по средствам подачи и хранения жидкого кислорода;
использование при длительных (до 30 сут) полетах микрокриогенной холодильной машины с минимальным электропотреблением;
включение в состав ОДУ устройств связи со стартовым комплексом, а также элементов смежных систем и конструкций.
Внешний вид блоков ОДУ после их установки на орбитальный корабль (показано состояние теплозащиты сразу после приземления 15 ноября 1988 г.):
аршевый двигатель 17Д12| 
		 
		  | 
	
Маршевый двигатель, или двигатель орбитального маневрирования 
(ДОМ), используется при довыведении, коррекции орбиты, межорбитальных переходах 
и торможении при сходе с орбиты.
    Маршевый двигатель представляет собой ЖРД многократного включения с насосной 
системой подачи компонентов топлива, выполненной по схеме с дожиганием 
генераторовного газа, нормально функционирующий в условиях вакуума и 
невесомости. Общий вид ДОМ представлен справа; на рисунке цифрами обозначено: 
1- радиационно охлаждаемая часть сопла; 
2- регенеративно охлаждаемая часть 
сопла; 3- турбонасосный агрегат; 
4- газоотвод; 
5- камера сгорания; 
6- рама с карданным подвесом; 
7- привод рулевой машины; 
8- газогенератор; 
9- зашитный экран; 
10- дренажные 
патрубки
    Высокие энергетические параметры двигателя (удельный импульс 362 сек) 
обеспечиваются исключением потерь на привод турбины (схема с дозажиганием), 
большим геометрическим дорасширением реактивного сопла (отношение площадей 
=192), минимальными потерями в камере сгорания и реактивном сопле, рациональной 
системой охлаждения и сокращением выбросов. В качестве пускового горючего для 
воспламенения топлива в газогенераторе и камере используется металлоорганическое 
соединение.
    Для двигателя характерны умеренная напряженность внутрикамерного процесса 
(давление в камере 7,85 МПа), использование форсуночной головки, имеющей 
концентрические кольцевые смесительные элементы для получения равномерного 
потока в камере, высотного соплового насадка радиационного охлаждения из 
ниобиевого сплава, изготовляемого методом раскатки (без сварки), 
центростремительной турбины, работающей на генераторном газе при умеренной 
(около 460ºС) температуре.
    Крепление камеры в кардановом подвесе обеспечивает ее качание в двух 
плоскостях на 6º
    от номинального положения.
| 
     Представленные фотографии маршевого двигателя сделаны web-мастером 03.10.2002 в Музее ракетно-космической техники (НИИхиммаш, г.Загорск), при осмотре изделия для тепловакуумных испытаний 006  | 
  ||
| 
     
  | 
    
     
  | 
    
     
  | 
  
| 
     Вид по сопло левого (по полету) маршевого двигателя крупным планом  | 
    
     Вид по полету на сопла маршевых двигателей  | 
  |
| 
     
  | 
    
     
  | 
    |
| 
     Вид по полету (сзади) на сопло правого маршевого двигателя  | 
    ||
| 
     Дополнительные фотографии, сделанные сотрудником НИИхиммаша Пилипенко С.И. 03.10.2002 в Музее ракетно-космической техники, можно увидеть в мультимедийной энциклопедии в архиве web-мастера  | 
  ||
| 
		 
    
      | 
	
| 
		 
		  | 
	
Управляющий двигатель 
    представляет собой однокамерный газожидкостный
    импульсный ЖРД высокого быстродействия на
    газифицированном кислороде и углеводородном
    горючем - синтине и работает в импульсных и
    стационарных режимах с длительностью включения
    от 0,06 до 1200 с как в орбитальном полете, так и при
    спуске в атмосфере до высоты 10 км, что позволяет
    использовать его как дублера маршевого
    двигателя и двигателей ориентации.
    Для воспламенения компонентов топлива
    используется электрическая система зажигания
    индуктивного типа.
    Камера сгорания и часть сопла охлаждаются
    регенеративно и через завесу окислительным
    газом, выходная часть сопла - радиационно,
    клапаны и свеча - прокачкой основного горючего в
    замкнутом контуре терморегулирования ОДУ.
    Для двигателей продольного перемещения,
    дублирующих маршевые двигатели в случае их
    отказа, предусматривается установка удлиненного
    насадка со степенью расширения =50 и
    соответствующим приростом удельного импульса.
    Быстродействие двигателя характеризуется временем
    набора 90% тяги, равным 0,06с, такой же минимальной
    продолжительностью включения и частотой
    включения до 8Гц.
    Минимальный удельный импульс двигателя в
    импульсных режимах 180с.
    Гарантированный ресурс двигателя составляет 26000
    включений и более 3 ч работы (с дальнейшим
    увеличением по мере набора статистики).
    Двигатель ориентации по
    принципиальной схеме и составу в основном
    аналогичен УД.
    Для исключения образования сажи
    предусматривается повышенное соотношение
    компонентов топлива в двигателе (3,5....4), т.е.
    избыток кислорода.
    Основным режимом работы ДО является выдача
    минимальных импульсов от 0,06 до 0,12с, т.е. удельных
    импульсов тяги от 227 до 237с соответственно.
	Управляющие двигатели и двигатели ориентации разрабатывались 
	в НИИ Машиностроения в г. Нижняя Салда Свердловской области.
Ниже на фотографиях показаны различные этапы монтажа агрегатов ОДУ на "Буране" в 1987 году:
			![]() Подготовка базового блока ОДУ к стыковке с орбитальным кораблем  | 
			
			![]() Перевод базового блока ОДУ в горизонтальное положение для стыковки  | 
		
			![]()  | 
			
			![]()  | 
		
| Закатка базового блока ОДУ в хвостовую часть фюзеляжа с помощью подвижной платформы-стапеля | |
			![]() Установка носового блока ОДУ  | 
			
			![]() Монтаж левого бокового блока БДУ-Л с хвостовой частью фюзеляжа  | 
		
			![]()  | 
			
			![]()  | 
		
| Монтаж левого бокового блока БДУ-Л с хвостовой частью фюзеляжа. Вид сверху | |
| 
			И две 
        фотографии web-мастера 
        рядом с носовым блоком ОДУ (НИИХиммаш, 3 октября 2002 года, фото Пилипенко С.И.):  | 
		
Смотри также статью Б.Соколова и А.Санина "В одной упряжке мороз и пламя"
При работе над страницей использованы фотографии двигателя 17Д12 с сайта журнала "Новости космонавтики" www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_017/index.shtml
| Переход на: | 





Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008