Факты (Киев)
15 ноября 2003 года, N 212

Полковник запаса Петр Брацихин: "Перед стартом "Бурана" один солдат умудрился нацарапать на обшивке надпись "ДМБ"

Ровно 15 лет назад состоялся первый и, к сожалению, единственный полет советского космического корабля, предназначавшегося для многоразового использования.

"...Спрашиваете, что представляют из себя термостойкие плитки, которым был защищен корпус "Бурана"? - говорит полковник запаса киевлянин Петр Брацихин, у которого мы побывали в гостях накануне отмечаемой сегодня 15-й годовщины полета советского космического челнока. - Вот несколько таких плиток - они легкие, словно из пенопласта, и крохкие, как мел". Петр Сергеевич был заместителем начальника группы управления проекта "Энергия-Буран" на Байконуре, непосредственно принимал участие в запуске корабля и обслуживал его после возвращения на Землю. "Буран" был покрыт 39 тысячами плиток, защищавших корпус от расплавления при входе в атмосферу. После приземления корабля Брацихин с коллегами недосчитались на нем лишь пяти таких "чешуек", что является допустимым. Почти весь полет прошел в соответствии с программой и только при приземлении специалисты перенервничали, когда "Буран" круто отклонился от намеченного курса. К счастью, быстро разобрались: бортовая ЭВМ выбрала наиболее рациональный маршрут захода корабля на посадочную полосу. Колеса беспилотного "Бурана" коснулись бетонки с поразительной точностью: лишь в 20 сантиметрах от запланированного места, выбившись из графика всего на одну секунду.

"После визита Михаила Горбачева нам приказали... обрезать рукава офицерских рубашек"

Киевляне до сих пор с восторгом вспоминают полеты над столицей самолета-гиганта "Мрия" с водруженным на его спину "Бураном". Тогда, летом 1989 года, Ан-225 "Мрия" возил первый советский космический корабль многоразового использования на показ во Францию, на международный авиасалон в Ле Бурже, и делал остановку в Гостомеле на аэродроме антоновского КБ. "Мрия" была создана антоновцами специально для перевозки этого космического корабля. Сейчас Ан-225 задействован в транспортировке грузов на международных маршрутах. А вот "Буран" больше на орбиту не вышел - программу запусков челноков (их было построено четыре) в начале 1990-х закрыли. Поэтому испытательный беспилотный полет корабля, состоявшийся 15 ноября 1988 года, оказался, к сожалению, единственным.

- Незадолго до старта специально для ознакомления с ходом работ по проекту "Энергия-Буран" к нам на Байконур прилетел Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, - вспоминает Петр Брацихин. - Его самолет приземлился на взлетно-посадочную полосу "Юбилейная", на которую вскоре совершил посадку "Буран". День тогда был по-летнему жаркий. Когда Михаил Сергеевич в городке работников Байконура Ленинске вышел из автомобиля пообщаться с народом, одна из офицерских жен сказала ему: "Вот вы пиджачок сняли, а наши мужья парятся на жаре, затянутые офицерскими портупеями и галстуками". На следующий же день нам приказали обрезать на рубашках рукава и разрешили не надевать галстуки.

Но мы ожидали от визита Горбачева решения о старте корабля, а глава державы улетел, так и не дав конкретных указаний. Видимо, рассудил, что решение должны принимать профессионалы. Руководство самостоятельно назначило дату старта - 29 октября. Но за 51 секунду до запланированного запуска отказала одна из систем стартового комплекса. Неисправность была несложной, но из-за нее пришлось сливать, а затем вновь заправлять топливо, кислород, выполнять массу другой работы. Перед этим произошло еще одно ЧП. Когда "Буран" с ракетой-носителем "Энергия" уже находился на стартовом комплексе, поблизости выполняли какие-то работы военные строители. Один солдат умудрился пробраться к кораблю и нацарапать на плитке надпись "ДМБ". К счастью, этого "партизана" заметили. Был жуткий скандал. Не знаю, как наказали солдата, а плитку пришлось менять прямо на стартовом комплексе.

комментарий web-мастера: Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев побывал на Байконуре не перед стартом "Бурана", а за год до этого - 11-13 мая 1987 г., перед стартом РН "Энергия" с КА "Полюс" ("Скиф-ДМ");
подробности о злополучной надписи на "Буране" смотри в воспоминаниях В.Ермолаева и в разделе "Вывоз ОК на стартовый комплекс".

15 ноября ровно в шесть утра по московскому времени (на Байконуре тогда было 8 часов) универсальная транспортная космическая система "Энергия-Буран" стартовала. Всех, кто не принимал непосредственного участия в запуске, ради безопасности вывезли в степь километров за двадцать от Байконура. Корабль, доставленный на орбиту ракетой-носителем "Энергия", находился в космосе более двух часов, выполнив два витка вокруг Земли. Полет контролировался как посредством телеметрической информации, так и с помощью "картинки" - телекамера была установлена за стеклом кабины.

Посадка была самым сложным этапом полета. Возможности совершить повторные заходы на было. "Буран" на это не был рассчитан. Сесть ему следовало с первой попытки. Для подстраховки построили три посадочных полосы: основную - на Байконуре и запасные - на Дальнем Востоке и в Крыму. Бетон на посадочной полосе был почти метровой толщины, длина полосы - 4, 5 километра. На высоте 90 километров прекратилась связь, из-за того что раскаленная поверхность корабля покрылась плазменными образованиями. Но термостойкая плитка сохранила металлический корпус "Бурана". Минут через двадцать связь с кораблем возобновилась. Изображение летящего "Бурана" мы увидели на экранах, когда к нему на высоте 7 километров приблизился Миг-25 с видеокамерой на борту. В 9 часов 24 минуты по московскому времени корабль совершил посадку на Байконуре.

Для конспирации "Буран" называли "птичкой"

- Как праздновали успешное завершение полета? Наверное, банкет устроили?

- У меня и офицеров из нашей группы банкета не было, ведь нужно было, не откладывая, заняться техническим обслуживанием "Бурана". Мы привезли его на специальную площадку и полтора суток, почти не отдыхая, работали: удаляли остатки топлива, аммиака, кислорода, подключали наземное электропитание, проверяли различные системы. Тогда и обнаружили, что корабль потерял пять плиток. Этот результат был лучше, чем при первом запуске американского челнока: он потерял 18 плиток, но, слава Богу, приземлился нормально.

А банкет был у ребят, которые участвовали в запуске "Энергии" - они отдыхали, ведь ракеты-носители на Землю не возвращаются. Кстати, за год до этого полета состоялся испытательный запуск "Энергии": проверяли ее возможность вывести на орбиту "Буран". Тогда на ракету навесили похожий корабль, только без крыльев, но с таким же весом. Это не была "болванка" - на аппарате установили научное оборудование, подготовили программу исследований. Ракета-носитель вывела корабль на заданную высоту, но затем из-за ошибочной команды компьютера он сошел с орбиты и сгорел.

- "Буран" испытывали на земле?

- Многие месяцы отрабатывали систему беспилотной посадки корабля. Для этого использовали самолет Ту-134. Экипаж поднимал машину в воздух, а затем передавал управление автоматике, лишь подстраховывая ее.

комментарий М.Пергаменщика: Тут есть одна некорректность. Насколько я помню, лаборатории Ту-134А и Ту-134БВ принадлежали ВНИИРА и не были оборудованы аппаратурой системы автоматической посадки. Хотя они и летали больше других лабораторий, их задачей было выполнение внутриинститутских задач - проверка зон видимости радиотехнических средств, их точностей, отработка бортовых ответчиков, точность целеуказаний (без контакта средств телеметрии с бортом) и т.п.
Системой автоматической посадки был оборудован Ту-154 ЛИИ. В отличие от Ту-134, почти всегда бывших с нами на Байконуре и летавших по мере надобности ВНИИРА, Ту-154 и МИГ-25 прилетали на серии "зачетных" испытаний. Вот тогда и отрабатывалась автоматическая посадка, реальные ОЦУ, встреча и сопровождение Ту-154 истребителем.

- "Буран" доставляли самолетом "Мрия" на Байконур уже подготовленным к старту?

- "Бураны" строили на Тушинском машзаводе. Перед отправкой на космодром обклеивали их бутафорскими плитками. Так что настоящие "чешуйки" устанавливались уже на космодроме в специальном цехе. Этот процесс требовал почти стерильной чистоты: 4-5 раз в день в цехе проверяли содержание пыли в воздухе - на какое-то время оставляли в помещении стеклянные пластины, а затем считали на них пылинки. Люди работали в белых халатах и шапочках, матерчатых тапочках. После приклеивания на каждую плиту надевали специальную присоску и пытались оторвать плитку вручную. Черные плитки, которые устанавливали на носу, "брюхе", хвосте и крыльях "Бурана", должны были выдерживать температуру плюс 5 тысяч градусов, а белые - лишь тысячу.

комментарий web-мастера: перед отправкой на Байконур на орбитальный корабль наклеивалось 70% штатных плиток, остальные устанавливались уже на космодроме; и черные, и белые керамические плитки выдерживали максимальную температуру до 1250 градусов Цельсия. Подробнее о температурных режимах теплозащитного покрытия "Бурана" смотри в разделе "Элементы (типы) теплозащиты "Бурана"

- "Буран" был военным кораблем?

- Да, сейчас это уже не секрет. Я даже видел чертежи разрабатывавшихся для него космических пушек. Но под давлением США от установки такого оружия отказались и рассчитывали использовать "Бураны" исключительно для разведки.

Режим секретности у нас был очень строгий - даже между собой мы не имели права произносить настоящее название корабля. Для конспирации именовали его "птичкой". Но после полета "Бурана" ситуация резко изменилась. В разгаре была перестройка, и к нам зачастили зарубежные делегации, в том числе из США, Японии, Германии... Мне доводилось выполнять роль гида. Но после каждой такой экскурсии офицер первого отдела дотошно допытывался, чем интересовались иностранцы и что я им отвечал.

P.S. Следующим планировалось запустить второй экземпляр "Бурана" в конце 1991 года. Этот полет также планировался беспилотным. Программа предусматривалась весьма обширная: корабль должен был состыковаться с орбитальной станцией "Мир", затем отстыковаться, чтобы пойти на стыковку с кораблем "Союз-ТМ". Эта процедура рассматривалась как репетиция спасательной операции: если в будущих пилотируемых полетах "Бурана" космонавты не смогли бы вернуться на своем корабле на Землю, их спасли бы, послав на орбиту "Союз-ТМ".

С 1985 года в Звездном городке готовились три первых экипажа "Бурана", по два человека в каждом. Командиром одного из них должен был быть Леонид Каденюк, ставший в 1997 году первым космонавтом независимой Украины, полетев в космос на американском челноке "Колумбия".


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru