Красная звезда
4 ноября 1988 года

Что происходит на Байконуре

Читатели "Красной звезды" в обращениях в редакцию интересуются более подробной информацией о причинах переноса старта ракеты-носителя "Энергиях и орбитального корабля "Буран" и о том, что происходит сейчас на Байконуре. Наш корреспондент встретился с главным специалистом Министерства обороны СССР по многоразовым транспортным ракетно-космическим системам и перспективам их развития генерал-полковником А.Максимовым и попросил его ответить на вопросы читателей газеты.

- Прежде всего, Александр Александрович, несколько слов о самом комплексе "Энергия" - "Буран". Ваши оценки.

- Это одна из сложнейших систем. И хотя в конце XX столетия трудно удивляться техническим свершениям - научно-техническая революция приучила нас к тому, что человек научился создавать комплексы огромной сложности, энергоемкости, - универсальная транспортная ракетно-космическая система, которая проходит летные испытания, превосходит все привычное и не имеет равных себе в мире.

Перспективность этой системы трудно переоценить. М.С.Горбачев во время посещения Байконура заметил, что "Энергия" - это тот случай, когда количество переходит в качество. Выход мощного носителя на рабочий режим откроет новую эру в освоении космоса.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, что произошло на Байконуре 29 октября в 6 часов 22 минуты и несколько секунд?

- Начну с того, что мы проводим новый и чрезвычайно сложный эксперимент. В данном случае "Энергия" несет не условную полезную нагрузку, а уникальный космический орбитальный корабль. Посадка его в полностью автоматическом режиме - архисложное дело. Такие задачи еще никто в мире не решал. Достаточно сказать, что математическое обеспечение и насыщенность ЭВМ в 4-5 раз превосходит все то, что мы имели раньше. Сам пуск впервые производится с нового старта. При этом аэродинамические нагрузки, деформации, распределение сил, акустика отличны от того, что было в мае прошлого года.

В тот день работа шла четко по графику или, как у нас говорят, по циклограмме. Все предстартовые операции выполнялись в строгой последовательности и с точностью до секунды. Прозвучала команда "Пуск". В это время идет отработка всех последующих команд в автоматическом режиме. Компьютеры по заранее составленной программе проводят опрос-контроль систем ракеты-носителя "Энергия", орбитального корабля "Буран" и стартового комплекса. Быстродействующие ЭВМ не только отслеживают ход предстартовой проверки, констатируют сам факт прохождения команд, но и анализируют выполнение операций.

Практически до самого последнего момента ракета-носитель и наземный комплекс связаны рядом коммуникаций. В ходе предстартового отсчета эти связи разрываются. и транспортная ракетно-космическая система переходит на автономное управление. Если в ходе такого контрольно-проверочного опроса произойдет какой-либо сбой, скажем, не проходит та или иная команда или нет подтверждения на ее исполнение, электронно-вычислительный комплекс автоматически прекращает подготовку к пуску и приводит схему и все системы и агрегаты в "исходное положение".

Утром 29 октября все шло без замечаний, циклограмма четко отрабатывалась до 51-й секунды. Ровно столько коротких мгновений оставалось до намеченного времени старта. Вот тут автоматика выдала команду "Отбой".

- Ваши ощущения как члена Государственной комиссии?

- Сомнений в том, что ЭВМ не разобралась и поторопилась или перестраховалась, не было. Машина достаточно умна и надежна. А в самой причине предстояло разобраться. Должен оговорить и то, что "сброс схемы" был воспринят Госкомиссией без восторга, но с рассудительным спокойствием.

- Каковы возможные варианты действий в таких случаях? Необходимо откладывать пуск на другой день или допустим риск?

- Риск в испытательной работе всегда есть... Но только на величину нашего адекватного понимания. На величину того, что мы еще не знаем.

При работе с такими сложными системами, как "Энергия" и "Буран", человеческий мозг в крайне короткое время не может охватить всех процессов и операций, которые могут происходить в тысячах и тысячах агрегатов и устройств. Это делают ЭВМ. В системе управления пуском заложено более 140 возможных нештатных ситуаций. С одной из них мы и столкнулись.

Что касается вариантов действий, то для выяснения причин можно было бы перенести пуск, скажем, на полтора или четыре часа. Все зависит от того, сколько времени потребуется на выяснение: где и что произошло, как устранить неисправность.

Впрочем, ответ на эти "где" и "что" мы получили сразу же, просмотрев видеозапись и "распечатку" ЭВМ. На одной из ферм обслуживания имеется специальная площадка, на которой установлена система коррекции бортовых гироскопов "Энергии". Речь идет о системе прицеливания. Ракета не просто стартует вверх, а должна уйти в космос по расчетной траектории. Так вот, эта площадка отошла, но не в том режиме, как это предусмотрено программой.

- И все-таки, Александр Александрович, допустим, что пуск не отложили, а мнением ЭВМ пренебрегли? Что могло при этом произойти?

- Чтобы пренебречь мнением ЭВМ, ее надо было отключить, иначе никакие команды не пройдут. И пускать "вручную". Но при неубранной площадке можно повредить корабль. Установленный на площадке блок аппаратуры, о которой я говорил, достаточно габаритен и соизмерим с "Жигулями".

- Поэтому Государственная комиссия...

- Приняла решение не вмешиваться в программу ЭВМ и перенести пуск на другие сроки. В этот же день из баков "Энергии" слили жидкий водород, кислород и керосин, а затем все системы продули азотом и воздухом, привели ракету в безопасное состояние.

- Когда будет сделана вторая попытка?

- Точную дату и точное время старта назвать затрудняюсь, хотя, повторяю, ничего серьезного не произошло. Но если оглянуться на предстартовый период, надо признать, что он был трудным. И отдых не только заслужен, но и необходим. Вот мы и остановились, чтобы продуманно и уверенно сделать следующий шаг.

Однако работы по программе советского многоразового орбитального корабля продолжаются, создана комиссия, которая разбирает возникшую ситуацию, принимаются меры технического порядка, чтобы исключить подобное в будущем. Что касается продолжения испытаний, то перерыв будет не столь уж долгим.

Беседу вел полковник М.РЕБРОВ.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru