Калининградская правда (г.Королев)
4 марта 2004 года, N 024

От космического челнока к орбитальному космоплану

О многоразовой космической системе "Энергия-Буран" и ее орбитальном корабле (ОК) написано немало. Хочется лишь напомнить, что 15 лет назад, 15 ноября 1988 года ОК "Буран", выведенный на орбиту тяжелой универсальной ракетой-носителем "Энергия", дважды облетев Землю, вернулся на космодром Байконур. Весь его полет, включая точную посадку на специальный аэродром, проходил в автоматическом (беспилотном) режиме, что сделало эту миссию уникальной.

До полного завершения проекта оставалось выполнить орбитальный полет с космонавтами на борту, ведь корабль и создавался как пилотируемый для экипажа от 2 до 10 человек. Технически полет был подготовлен, но ему не суждено было сбыться. Может быть, сказалась смерть авторитетного и влиятельного генерального конструктора академика В.П.Глушко, случившаяся 10 января 1989 года, вскоре после успешного запуска системы "Энергия-Буран".

Но главное все же было не в этом. Система рассчитывалась на транспортировку в ОК грузов до 30 тонн на орбиту и до 20 тонн обратно, грузоподъемность РН "Энергия" превышала 100 тонн. Это был мощный противовес американской многоразовой транспортной системе "Спейс Шаттл" (к тому же не обладавшей равноценной ракетой и раскручиваемой США в программе стратегической оборонной инициативы (СОИ). С ослаблением международной напряженности исчезли и потребители системы "Энергия-Буран" со стороны "нашей СОИ". Не нашлось и мирных космических грузов для эффективной эксплуатации многоразового "Бурана". Их нужно было создавать вновь и в большом количестве, чтобы компенсировать затраты за счет длительной и регулярной эксплуатации многоразового корабля. Но, как сейчас принято говорить, на космос (как и на многое другое) у нас нет денег.

Не удалось реализовать и замысел о многократном использовании первой ступени ракеты-носителя "Энергия", состоящей из четырех боковых жидкостных ракетных блоков, сконструированных на базе РН "Зенит". Каждый блок планировалось оснастить парашютно-реактивной системой посадки на последующем этапе эксплуатации "Энергии" и ее возможных модификаций. Но этот этап, к сожалению, так и не состоялся. Думается, что у ракеты "Энергия", не имеющей аналогов и уже летавшей (два успешных пуска) впереди большое будущее, ведь Луна, Марс, дальний космос еще далеко не освоены...

С самого начала руководящими постановлениями определялась направленность системы "Буран" на большие выводимые полезные нагрузки. В процессе разработки и позднее были попытки уменьшить размерность системы и повысить ее многоразовость. В конце 1980-х годов по указанию Ю.П. Семенова, ставшего генеральным конструктором НПО "Энергия", такие работы вышли на повестку дня. Было предложено три варианта "мини-Бурана" (по форме орбитальные самолеты были близки к ОК "Буран"): ОК-М массой около 15 тонн, ОК-М1 и ОК-М2 массой около 35 тонн каждый. Первым предполагалось выводить отработанный РН "Зенит" с дополнительными твердотопливными ускорителями на II ступени. Для выведения ОК-М1 предлагалась оригинальная схема: в качестве многоразовой I ступени использовался планер ОК "Буран", оснащенный маршевыми двигателями и баками с топливом; ОК-М1 выполнял роль не только космического аппарата, но и II ступени РН; I ступень (частично) и II ступень питались от подвесного (одноразового) топливного отсека. Орбитальный самолет ОК-М2 выводился на орбиту новой РН "Энергия-М" с уменьшенной примерно в три раза грузоподъемностью относительно РН "Энергия", но максимально заимствующей многие ее элементы, включая два блока I ступени, теперь уже многоразовые. К разработке планеров ОК-М привлекалось НПО "Молния" Г.Е. Лозино-Лозинского.

Были у НПО "Молния" и собственные предложения. Так, в 1990 году на выставке "Авиация-90" (ВДНХ СССР) были показаны проекты авиационно-космических систем (АКС), базирующиеся на самолете-носителе АН-225 ("Мрия"): суборбитальная глобальная пассажирская система и многоцелевая космическая система. Первая предлагалась для обеспечения перевозок пассажиров (до 52 человек) между крупнейшими городами мира, такими как Москва, Нью-Йорк, Сидней, Рио-де-Жанейро, за время полета не более двух часов, из которых в течение 25 минут пассажиры пребывали в близком к невесомости состоянии. Вторая представляла собой АКС с одноразовым внешним топливным баком и предназначалась для транспортно-технического обеспечения различных космических аппаратов, спасения их экипажей, решения научно-технических задач, контроля за поверхностью Земли и космическим пространством. Минавиапром СССР в лице НПО "Молния" призывало принять участие в организации международной ассоциации по созданию и эксплуатации АКС на коммерческой основе.

Младшие братья "Бурана", увы, пока не увидели неба.

(Продолжение в следующем номере "Города науки")

Алексей ЛОБНЕВ


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru