Родная газета (г.Москва)
5 августа 2005 года, N029

Прямая речь

МНЕ ДО СИХ ПОР БОЛЬНО, ЧТО НАШ "БУРАН" ОТПРАВИЛИ НЕ В КОСМОС, А НА ВДНХ"

- Я рад, что американцы начинают понимать и признавать наши заслуги в космосе и говорить, что наши "Союзы" гораздо надежнее американских шаттлов. Но об этом было известно и раньше. Ведь у американцев всегда было много различных сбоев и непредвиденных ситуаций на старте. Наш "Союз", по сути дела, тот же старенький, но надежный космический извозчик "Восток". Модифицированный, оснащенный более современной техникой, но все принципы, вся система в нем остались теми же, что были в 1961 году. За долгие годы эксплуатации этого типа космических кораблей в России накопился огромный опыт. Мы знаем, что и когда делать, знаем, чего ждать от корабля. И если говорить о безопасности и надежности, то я совершенно согласен с утверждением корреспондента газеты "Чикаго трибюн": пока в мире нет другой, более совершенной космической техники.

Но не нужно забывать, что шаттл - это все-таки пилотируемый корабль, более высокотехнологичный, чем "Союз". Их даже нельзя сравнивать между собой. "Союз" прост до гениальности, как автомат Калашникова. Но он больше напоминает консервную банку, которую закидывают в космос. И наши советские конструкторы, которые создавали этот корабль, сами не раз говорили, что будущее за пилотируемой космонавтикой.

Именно поэтому и создавался советский "Буран". По безопасности и надежности он должен был превосходить американские шаттлы. Хотя, конечно, о степени надежности даже гражданского судна можно говорить только после десяти лет полетов. Но по всем техническим параметрам он шаттлы в разы превосходил!

Я испытывал "Буран". Мне до сих пор больно, что его отправили не в космос, а в качестве аттракциона на ВДНХ. Если бы нашу пилотируемую космическую программу не свернули при Горбачеве, то мы бы сейчас были впереди планеты всей. Но и с "Союзом" мы еще на коне!

Магомед Толбоев, Герой России, испытатель российского челнока "Буран"
беседовал Герман Петелин

Примечание web-мастера: "Буран" никогда не был "российским" челноком. Он всегда был только советским - России он оказался не только не нужен, но и не по карману


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru