Московская правда
20 декабря 2006 года, N281

Говорим 342-й, подразумеваем - лучший

В канун 60-летия "342-го Механического завода" наш корреспондент встретился с его генеральным директором, Заслуженным строителем РФ Вячеславом Шалаевым

- Вячеслав Александрович, завод, который вы возглавляете, занимает одно из ведущих мест среди заводов аналогичного профиля в стране, входит в число трех крупнейших предприятий города Домодедова и даже старше самого города на год. Расскажите об истории завода.

- С 1946 года - периода своего основания и по 1 998-й завод входил в состав Министерства обороны. Это предопределило и закрытый статус предприятия, и его взаимоотношения с городом. Тем не менее завод никогда не оставался в стороне от городских проблем. Ни по обеспечению своей продукцией крупных строительных объектов, ни в решении социальных вопросов. Огромный жилой микрорайон со всей инфраструктурой, построенный в свое время как ведомственный, в 90-е годы был передан на баланс городу.

- Каков нынешний статус завода и отразился ли каким-то образом выход его из Минобороны на выпуске основных видов продукции!

- В 1998 году произошло реформирование завода, и мы стали акционерным обществом. Номенклатура продукции осталась прежней - строительные металлоконструкции, но если раньше мы делали ее только в интересах Минобороны, то сейчас работаем с заказчиками из самых различных министерств и ведомств. Очень часто выходим на прямые договорные отношения непосредственно и с предприятиями, и с застройщиками, и с инвесторами. Много заказов исполняем для министерства строительства Московской области и наших ближайших соседей, работающих в столице.

С 1995 года мы начали производить совершенно новый для завода вид продукции - мелкоразмерные бетонные изделия - и, сохранив старую номенклатуру, расширили ее за счет новой. Причем сделали это таким образом: смонтировали и запустили в строй линию по производству вибропрессованных блоков известной немецкой фирмы "Henke". На сегодняшний день наша линия - самая крупная в Подмосковье. Это позволило заводу не только выжить в период реформирования и очень непростой экономической ситуации в стране, но и уверенно встать на ноги в новом качестве.

- В канун юбилея принято говорить о хорошем и вспоминать о минувшем. Для наших читателей это было бы интересно, учитывая некоторую закрытость вашего предприятия в прежние годы.

- Завод был образован через год после войны. Если быть более точным, то не один, а сразу пять небольших заводов стали заниматься выпуском строительных металлоконструкций различного назначения, и размещались они на территории, где сегодня располагается наш завод. Так продолжалось вплоть до 1962 года, когда произошло объединение этих заводов в один под общим названием "342-й Механический завод". Его главное предназначение (обеспечение боевой подготовки и жизнедеятельности войск) и номенклатура выпускаемой продукции остались без изменения. Она шла на жилые дома, казармы, котельное оборудование.

Очень немногим известно, что 100 процентов стартовых позиций (колодцев, шахт и т.д.) стратегических ракет, запускавшихся с земли в бывшем Союзе, были оборудованы конструкциями, которые шли с маркой "342 МЗ". Крупнейшие радиолокационные комплексы, работающие в интересах противовоздушной обороны страны (некоторые имели до 20 тысяч тонн металлоконструкций, электронная "начинка" не в счет), строились на нашем заводе. Не менее половины всех металлоконструкции для космодрома Байконур также были поставлены 342-м заводом. Пусковая площадка для космического корабля многоразового действия "Буран", новое здание Генерального штаба на Арбатской площади, обеспечение наших войск в годы войны в Афганистане специальным оборудованием для очистки питьевой воды - таковы различные сферы применения нашей продукции. Кстати, многие малогабаритные канализационные насосные станции, поставленные тогда в Афганистан, работают и по сей день.

Из сооружений социальной направленности нельзя не сказать о выпуске блок-модульных двухэтажных восьмиквартирных домов, которые после доставки на место сдавались под ключ в течение месяца. Раньше эти дома делались для военнослужащих, сейчас мы их не выпускаем, но проект не оставлен, технологии сохранены, и в случае возникновения спроса на эти дома для нефтяников, газовиков, для труднодоступных местностей, где люди живут и работают вахтовым методом, мы готовы их производство возобновить. Из известных всей стране реализованных проектов, где использовались наши металлоконструкции, я могу назвать несколько. Это - футбольно-атлетический комплекс, Ледовый и Баскетбольный дворцы ЦСКА. Они и сегодня прекрасно продолжают служить большому спорту и зрителям.

Согласитесь, что при таком заделе положение обязывало нас работать только со знаком качества. Это прекрасно понимал бывший директор Анатолий Алексеевич Евсеенко, проработавший на заводе более 20 лет и сделавший для его развития очень многое. Когда в 1996 году я его сменил, то с самого первого дня настроился на такой рабочий ритм, чтобы предприятие со столь богатой историей и мощным авторитетом не утратило завоеванных позиций ни при каких обстоятельствах.

- Расскажите о сегодняшнем дне завода и о том, как вам удалось выжить в то время, когда аналогичные предприятия просто банкротились!

- Помог выжить спрос на наши изделия, в том числе и бетонные, в первую очередь это были Москва и Подмосковье; и высокое качество нашей продукции. Начинать осваивать новую линию приходилось с небольших объемов, по мере узнавания на строительном рынке мы эти объемы наращивали и сегодня имеем постоянных заказчиков. Своеобразной визитной карточкой нашего завода является Поклонная гора в Москве - и тротуарная плитка, использованная при мощении, и бордюрный камень сделаны на 342-м заводе. Но останавливаться на достигнутом не собираемся. Каждый год мы вносим какие-то новшества в дизайн своего камня; постоянно уделяем внимание поддержанию производственной линии в технических условиях, соответствующих нормам эксплуатации и требованиям сегодняшнего дня; следим, чтобы складские помещения для готовой продукции функционировали таким образом, чтобы отгружать товар потребителям в любое время года. Для своих клиентов, приезжающих на большегрузном транспорте, мы сделали специальную автомобильную площадку. Обладая достойным автопарком, имея подъездные железнодорожные пути и собственные тепловозы, завод отгружает изготовленную продукцию без посредников и в срок.

Мы постоянно расширяем рынки сбыта, в 2006 году по сравнению с прошлым годом объем реализации увеличился почти на треть, что в свою очередь позволило повысить объемы выпускаемой продукции. Многие города Подмосковья - Люберцы, Одинцово, Орехово-Зуево, Дмитров, Ступино... проще назвать районы, куда мы свою продукцию не поставляли - вымощены нашей плиткой. Кстати, некоторые участки МКАД, автомобильная трасса Москва - Дон и многие другие дороги федерального значения отделаны бордюром, который тоже сделан у нас.

За счет увеличения объемов строительства растет спрос и на металлоконструкции. Из них, например, возведены дворцы спорта в Люберцах и городе Видном, в следующем году будет закончено строительство стадиона в Домодедове. Очень активное участие мы принимаем в реконструкции одного из самых известных международных аэропортов России "Домодедово": практически весь новый уникальный фасад "скроен" из нашей продукции. Для крупнейшего в Подмосковье логистического комплекса площадью 1 миллион 200 тысяч квадратных метров, строящегося на въезде в Домодедово, 342-й завод является основным поставщиком металлоконструкций. В последние два года наша продукция была поставлена на ряд крупных объектов. Среди них горно-металлургический комбинат "Норильский никель", пивоваренная компания "Балтика".

- Сколько человек трудится на заводе, есть ли у вас кадровые проблемы и насколько в социальном плане ваши работники чувствуют себя комфортно!

- Думаю, что последнюю часть вашего вопроса уместнее было бы адресовать тем людям, которые составляют костяк предприятия. Они проработали на нем от 20 до 40 лет, и во многом благодаря им у нас сохранились традиции, которые позволяют заводу работать успешно и стабильно. У нас есть три ветерана, которые начинали вместе с заводом 60 лет назад и которые проработали на нем все эти годы. Это Абакумов Василий Игнатьевич, Абакумов Петр Петрович, Панков Иван Сергеевич - председатель совета ветеранов завода. После аэропорта "Домодедово" наша ветеранская организация - самая крупная в городе, и мы этим гордимся. По тому, как тот или иной коллектив относится к старикам и детям, всегда можно судить, насколько он здоров в нравственном отношении.

Помимо прославленных ветеранов - живых легенд "342-го Механического завода", мне бы хотелось назвать тех людей, которые работают здесь уже не один десяток лет и на которых мы по-прежнему равняемся. Это Литвинов Станислав Афанасьевич - начальник цеха прессованных изделий, Головенков Михаил Иванович - начальник отдела комплектации, Титова Надежда Васильевна - начальник отдела снабжения, Павлова Людмила Борисовна - начальник отдела кадров, Суспицин Сергей Алексеевич - мой первый заместитель, Тихонов Владимир Михайлович - начальник инструментального участка, Червоный Николай Тимофеевич - начальник автобазы, Беляева Валентина Владимировна - инженер по снабжению, Савочкин Анатолий Валентинович - начальник ремонтно-механического участка, Мельников Владимир Иванович - начальник цеха деревообработки, Дрынова Елена Дмитриевна - главный экономист, Семенова Галина Алексеевна - главный бухгалтер, Батаев Николай Митрофанович - заместитель по капитальному строительству, Новикова Светлана Викторовна - юрист, Игнатова Валентина Ивановна - начальник лаборатории, Красов Анатолий Александрович - инженер сбыта, Чурилов Александр Александрович - начальник железнодорожного участка, Борисов Владимир Иванович - начальник ОТК, Козлов Николай Петрович - начальник сторожевой охраны, Почкина Вера Ивановна - сотрудник производственного отдела, Блатова Валентина Григорьевна - кладовщица... Очень жаль, что из-за ограниченного места на газетной полосе нельзя назвать остальных, но всем нашим работникам я благодарен в одинаковой степени.

Всего на предприятии работает немногим больше пятисот человек. Каждый обеспечен социальным пакетом в полном объеме. Кроме этого, часть средств за путевки в санатории и дома отдыха доплачивает предприятие. Порядка 25 - 30 детей наших сотрудников мы ежегодно отправляем на оздоровительные базы за счет завода. Совместно с одним из предприятий мы построили в Домодедове два жилых дома и часть квартир продали своим сотрудникам с рассрочкой оплаты в 10 лет; цена для них получилась немногим выше себестоимости. Убежден, что люди работают с большей отдачей там, где чувствуют настоящую заботу и человеческое отношение к себе. У нас есть свой спортивный комплекс для мини-футбола и тенниса, и любой желающий из числа наших сотрудников и члены их семей могут заниматься там физкультурой и спортом. Мы любим свой стадион, который полноценно функционирует, и, пока строится стадион в городе, на нашем заводском поле проводятся футбольные матчи областного уровня. Между прочим, наша команда ветеранов (45 лет и старше) в этом году стала чемпионом России по футболу.

Что касается кадровых проблем, то они в первую очередь заключаются в недостатке специалистов рабочих профессий. Не хотят москвичи и жители Подмосковья работать на заводах. И это не только наша проблема. Непрестижна сегодня для них рабочая профессия, сложно соблюдать рабочий график с 8 до 17, трудовую дисциплину... Естественно, что нам удобнее было бы брать на работу людей из Домодедова, но не все, к сожалению, в этом вопросе зависит от нас. Мы нередко приглашаем к себе иногородних, обеспечиваем их жильем, кого-то даже обучаем на месте. И в этом отношении наши ветераны тоже очень здорово помогают.

- А какая на заводе зарплата?

- Средняя заработная плата специалистов нашего завода выше, чем на аналогичных предприятиях Подмосковья. И здесь мы прежде всего ориентируемся на программу губернатора Бориса Всеволодовича Громова о доведении средней зарплаты в области к 2008 году до 27 тысяч рублей.

- Какие задачи ставите перед коллективом на ближайшее будущее?

- И на ближайшее, и на дальнейшее главная задача одна: всестороннее улучшение своей деятельности. Сегодня для этого у нас созданы все условия. Имеется опыт, накопленный за шесть десятилетий, необходимый комплекс оборудования, позволяющий выпускать продукцию высокого качества. Но мы хотим идти в ногу со временем. Уже сегодня думаем над тем, как установить более современные новые линии и усовершенствовать старые. Мы планируем максимально автоматизировать производство для того, чтобы улучшить качество всех видов своей продукции и минимизировать зависимость этого процесса от человеческого фактора. Среди аналогичных предприятий в нашей стране с точки зрении насыщенности оборудованием и современными технологиями мы - среди лучших. Россия вступает в ВТО, и это - дополнительный стимул выводить предприятие на мировой уровень. Не сомневаюсь, что к следующему юбилею "342-го Механического завода" мы этого уровня обязательно достигнем. В канун юбилея нашего завода хочу поздравить всех сотрудников с этой знаменательной датой. Вместе мы - огромная созидательная сила. Здоровья и благополучия вам и вашим близким!

Виктор СИРЫК

Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru