Калининградская правда (г.Королев)
7 июня 2007 года, N061

Двадцать лет назад

15 мая 2007 года исполнилось 20 лет со дня первого запуска ракеты-носителя "Энергия", которая имела индекс 11К25 6СЛ. Этот экземпляр изделия создавался и использовался для проведения наземной стендовой экспериментальной отработки (отсюда в индексе появилась буква С).

После завершения стендовых испытаний материальная часть, изготовленная практически по штатной технической документации, находилась вполне в работоспособном состоянии. По предложению главного конструктора Бориса Ивановича Губанова стендовый вариант ракеты-носителя (РН) был переоборудован и укомплектован по документации лётного варианта (отсюда в индексе буква Л).

Примечание web-мастера: Предложение по запуску 6СЛ появилось не после завершение ее стендовых испытаний, а до ее изготовления. Поэтому изделие 6СЛ изначально изготавливалась по программе опережающего пуска, и никакого "последующего переоборудования и укомплектования" не было.

В таком варианте Б.И. Губанов предложил провести лётные испытания этого образца ракеты-носителя с использованием в качестве полезного груза подходящего по габаритам и массе космического аппарата "Скиф", разработанного для другого носителя, но не использованного. При установке на РН "Энергия" он получил наименование "Полюс".

Примечание web-мастера: Б.И. Губанов предложил использовать в первом запуске 6СЛ габаритно-весовой макет полезной нагрузки, наполненный песком и не превышающий размеры орбитального корабля. Решение о выводе в первом полете ракеты изделия 17Ф19ДМ ("Скиф-ДМ") было принято министром общего машиностроения О.Д.Баклановым 19 августа 1985 г. (приказ N295).

Предложение Б.И. Губанова - использовать стендовый вариант в качестве лётного - было встречено вышестоящими организациями (ЦК КПСС, Министерствами общего машиностроения и обороны, Комиссией Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам), а также в 50 ЦНИИ МО, ЦНИИМаше и других смежных организациях, мягко говоря, с недоверием. Да и руководство самого НПО "Энергия" воспринимало этот вариант как шутку или "прикол".

Для доказательства того, что это предложение вполне серьёзно и технически обосновано, пришлось много потрудиться в части убеждения сомневающихся (а вернее - боявшихся, что пуск будет аварийным, как это бывало практически со всеми первыми пусками предыдущих ракет и ракет-носителей). Потребовались доказательства того, что программа наземной отработки реализована исходя из условия обеспечения "успеха с первого пуска".

Трудности усугублялись ещё и тем, что подобный пуск не был предусмотрен ни какими-либо постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР, ни решениями министерства, ни даже программой лётных испытаний. Прежде других убедился в целесообразности такого пуска и стал его сторонником генеральный конструктор В.П. Глушко. Теперь нужно было убедить руководство Министерства общего машиностроения (МОМ) во главе с министром О.Д. Баклановым.

С пониманием отнеслось к предложению и поддержало его управление МОМ, которое курировало наше предприятие. Возглавлял его тогда Ю.Н. Коптев, с помощью которого, можно сказать, министр стал нашим союзником. Активное участие в обеспечении пуска принимали начальник отдела Управления Б.Д. Остроумов, главный специалист А.Г. Ботвинко и другие сотрудники. Для доказательства целесообразности пуска РН 6СЛ и того, что пуск будет с благоприятным, безаварийным исходом, пришлось подготовить большое количество дополнительных документов, в том числе плакатов, на которых были представлены таблицы с данными о численности изготовленных и испытанных составных частей РН, графики изменения параметров по мере испытаний, расчётной величины надёжности работы двигателей, системы управления и ракетных блоков...

Первым экспертом подготовленных документов было управление МОМ, и в первую очередь его руководитель Ю.Н. Коптев, которому привезли и показали все необходимые документы. Коптев их одобрил, но не принял. По его мнению, иллюстрационные материалы необходимо представить в таком виде, чтобы с первого взгляда, без "толкача" было понятно, о чём идёт речь. Он обосновал это тем, что у министра, а тем более у представителей ЦК КПСС, Правительства, Военно-промышленной Комиссии СМ СССР время дорого.

После исправления и уточнения новые плакаты были представлены в министерство. Доклад делал Б.И. Губанов. Убедив министра в надёжности пуска, далее он убеждал руководство Министерства обороны и ВПК, а затем ЦК КПСС на совещании, где присутствовали заведующие всеми его промышленными отделами.

Мне посчастливилось присутствовать на некоторых из этих совещаний и слушать аргументированные доклады Б.И. Губанова и его чёткие, с металлом в голосе, уверенные ответы на каверзные вопросы вышестоящего начальства. В конечном счёте, удалось убедить все организации, кроме военных, которые, в принципе, не возражали против испытаний. Они отказались принимать в них участие, но согласились обеспечивать подготовку и пуск на полигоне. Все согласившиеся, однако, отметили, что пуск разрешается с одним условием: "Под вашу (то есть Губанова и Глушко) ответственность!"

На приводимой иллюстрации видно, насколько грандиозен размер ракеты-носителя и её составных частей!

Итак, 15 мая 1987 года с универсального комплекса "Стенд-старт", входящего в состав комплекса "Энергия"-"Буран" (именовавшегося на этапе проектирования многоразовой космической системой "Буран") на космодроме Байконур впервые была запущена сверхмощная ракета-носитель "Энергия" с кислородно-керосиновыми жидкостными ракетными двигателями РД-170 на первой ступени и с кислородно-водородными двигателями РД-120 на второй ступени.

Примечание web-мастера: Кислородно-водородный двигатель второй ступени РН "Энергия" имеет правильное обозначение РД-0120 (первый ноль в нумерации обозначает водород); двигатель РД-120 - кислородно-керосиновый, и используется на второй ступени РН "Зенит".

В разработке комплекса ракеты-носителя "Энергия" принимали участие НПО "Энергия", НПО "Энергомаш", КБ Общемаш, НИИ Химмаш, ЦКБ Трансмаш, НИИ ПМ, НПО "Хартрон", ЦСКБ "Прогресс" и многие другие предприятия нашей ракетно-космической отрасли.

Лев МУЗУРОВ,
ветеран РКК "Энергия".


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru