ТвердоТопливные Ускорители (ТТУ)
Два возвращаемых твердотопливных
    ускорителя образуют I ступень МТКК и
    крепятся к подвесному топливному отсеку II
    ступени.
    Корпус каждого ТТУ имеет длину 45.46 м, внешний
    диаметр 3.7 м, общую массу 586.5 т, в том числе массу
    топлива 503.6 т, стартовую тягу 1330 тc (на уровне
    моря), продолжительность работы 122 с, суммарный
    импульс 131600000 кгс-с и удельный импульс в пустоте
    262.2 с при степени расширения сопла 4.16 и
    максимальном расчетном давлении в камере
    сгорания 6.7 МПа. Сопло с гибким подшипником с
    помощью двух гидроприводов отклоняется на
    плюс/минус 8º (для управления достаточно 
плюс/минус 7.1º).

| 
     Конструктивно каждый твердотопливный ускоритель состоит из 11 секций пяти типов, изготовленных из стали толщиной 12 мм, габариты которых выбраны так, чтобы при их изготовлении и ремонтно-восстановительных  | 
  
| 
     работах для
    повторного использования исключить сварку и
    использовать существующие способы раскатки,
    термической и механической обработки.  | 
    
  | 
  
| 
     Твердотопливные ускорители снаряжаются
смесевым топливом продолжительностью хранения
не менее 10 лет.  | 
  

Различные стадии полета и спасение ТТУ проиллюстрированы на фрагментах кинограммы первого полета и фотографиях Космического центра им. Дж.Кеннеди (США) - слева-направо, сверху-вниз:
![]() Вид на нижний пояс крепления ТТУ в первые секунды полета  | 
    ![]() Момент срабатывания пироболтов и начало отделения ТТУ  | 
    ![]() Отделение ТТУ (хорошо видно взаимодействие струй носовых РДТТ отделения с набегающим потоком)  | 
    |
    ![]() Отделение ТТУ. Вид с наземных станций слежения  | 
    ![]() Отделение ТТУ. Вид с наземных станций слежения  | 
    ||
![]() Зацепление и начало буксировки ТТУ в открытом море  | 
    ![]() Буксировка ТТУ по морскому каналу в прибрежной зоне  | 
    ![]() Буксировка ТТУ по морскому каналу в прибрежной зоне с фиксацией у борта судна  | 
    ![]() Буксировка ТТУ по морскому каналу в прибрежной зоне с фиксацией у борта судна  | 
  
Многократное использование твердотопливных ускорителей обеспечивает существенную экономию: стоимость изготовления нового ускорителя составляет 4.1 млн. дол., стоимость его спасения и восстановления - 1.6 млн. дол. (в ценах 1975 г. из расчета 445 полетов МТКС).
    ![]()  | 
    
     Необходимо отметить, что обеспечение спасения ТТУ системы "Space Shuttle" при падении в воды Атлантики и их последующая транспортировка является более простой инженерной задачей по сравнению с обеспечением мягкой посадки боковых блоков "А" ракетного комплекса "Энергия-Буран".  | 
  
| 
     
  | 
    ![]()  | 
  
        ![]()  | 
    
        ![]()  | 
    
        ![]()  | 
  
Катастрофа "Челенджера" привела к более чем полуторалетнему перерыву в полетах системы "Space Shuttle", пересмотру национальной политики США в области использования только многоразовых средств выведения полезных грузов в космос и повлекла за собой серьезные доработки конструкции ТТУ.
| Основные характеристики стартовых РДТТ (ТТУ) "Спейс Шаттл" | |
Число РДТТ  | 
    2 | 
| Длина | 45,46 м | 
Диаметр  | 
    3,7 м | 
| Стартовый вес | 586,5 тс | 
Вес топлива  | 
    503.62 тс | 
| Вес после выгорания топлива | 82,88 тс | 
Тяга одного РДТТ  | 
    1315 тс | 
Расчетный ресурс РДТТ  | 
    20 полетов  | 
  
| Переход на: | 
При оформлении страницы 
использованы фотографии
NASA и иллюстрации из книги 
 "SPACE SHUTTLE: The Hystory of Developing the National Space
Transportation System",  Dennis R.Jenkins, 1996;
иллюстрации раскрываются в увеличенный формат только с 
DVD-версии энциклопедии
Web-master: ©Вадим
Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru