| 
  
Отечественная промышленность прежде не
    производила ничего подобного "Бурану". Всё
    пришлось начинать с нуля - безо всякой
    преемственности и какого бы то ни было задела.
    Особенности орбитального корабля - не освоенный
    к тому времени авиацией огромный диапазон
    скоростей и высот, интенсивный разогрев
    поверхности при входе аппарата в плотные слои
    атмосферы, одновременное воздействие вакуума,
    излучения и других факторов космического
    пространства и необычные требования по
    безмоторной автоматической посадке
    - требовали особого подхода даже к таким
    привычным вещам, как лётные испытания.
    Практика в авиации допускает выявление
    недостатков конструкции и бортового
    оборудования в пилотируемом полёте, предполагая
    в дальнейшем наземную доводку, но это совершенно
    не допустимо для непомерно дорогого
    космического корабля, не имеющего возможности
    возвращения при малейших неполадках на аэродром.
    Чтобы исключить риск, корабль в сборе и все без
    исключения его агрегаты по отдельности должны до
    полёта пройти проверку в условиях, в точности
    имитирующих реальные: от механических, тепловых
    или акустических нагрузок до воздействия
    излучения Солнца и планет. Для этого в НПО
    "Молния" была построена уникальная
    лабораторно-стендовая база, оборудованы
    самолёты-лаборатории, спроектированы и запущены орбитальные летающие модели, наконец,
    поднят в воздух полноразмерный
    аналог "Бурана", предназначенный для
    отработки режимов снижения и посадки.
Основные стенды и лаборатории, вошедшие в наземную экспериментальную базу НПО:
  | 
    ПРСО - полноразмерный стенд
    оборудования, позволяющий производить
    полунатурное моделирование полёта на этапе
    спуска и посадки в реальном масштабе времени с
    имитацией шарнирных моментов, действующих на
    приводы; стенд представляет собой каркас корабля
    с установленными на нем реальными агрегатами и
    системами и предназначен для проверки их
    взаимодействия и для отработки программного
    обеспечения; Отдельные элементы (силовые гидроприводы) ПРСО представлены на фотографиях:  | 
  
    ![]() Нижний редуктор управления рулем направления (воздушным тормозом); внизу виден силовой привод; красные детали и металлические диски - элементы механизмов нагружения ПРСО: copyright©Alexei Mikheyev  | 
    
    ![]() Верхний редуктор нижней секции РН и редукторы верхней секции РН (вверху); справа - механизмы нагружения (имитаторов аэродинамических нагрузок): copyright©Alexei Mikheyev  | 
    
    ![]() Основной силовой привод руля направления (воздушного тормоза); copyright©Alexei Mikheyev  | 
  
  | 
    ПДСТ - пилотажный динамический
    стенд-тренажёр, предназначенный для отработки экипажем навыков управления
    орбитальным кораблём как в условиях нормального
    полёта, так и в нештатных ситуациях . В состав
    стенда входит командный отсек кабины
    экипажа корабля, установленный на платформе с
    шестью степенями свободы; бортовые системы
    корабля представлены в виде математических
    моделей; Вы можете его использовать/купить  | 
  
ПСС - пилотажный статический стенд, предназначенный для тренировок экипажей, для отработки траекторий полета при спуске корабля;
КСШ - комплексный стенд шасси, предназначенный для проверки функционирования и отработки шасси;
	  | 
    Лаборатория статических прочностных испытаний, предназначенная для проведения статических прочностных и ресурсных испытаний планера корабля в широком диапазоне температур и для испытаний его механических систем при их реальном нагружении; | 
	  | 
    Лаборатория динамических испытаний,
    предназначенная для испытаний отдельных отсеков
    планера корабля массой до 30 тонн
    при воздействии динамических нагрузок частотой
    до 2000Гц; на фотографии слева показаны вибропрочностные испытания носовой части фюзеляжа "Бурана" на самом мощном вибростенде лаборатории G-0320. Здесь же по отдельности испытывалиьс средняя часть фюзеляжа и крыло "Бурана", а также некоторые объекты военной техники - гусеничные артиллерийские тягачи, бронетранспортеры и другие изделия  | 
  
  | 
    Трибологический комплекс для отработки узлов трения орбитального корабля в условиях космического полёта и для их ресурсных испытаний, а также для исследования свойств антифрикционных материалов, покрытий и смазок; | 
![]() Криотермовакуумный комплекс  | 
    Лаборатория виброакустических и тепловакуумных испытаний, | ![]() Имитатор солнечного излучения  | 
  
зал антенно-фидерных устройств и другие.
Состав и основные технические характеристики испытательного комплекса НПО "Молния
| № | Лаборатория | Имитируемые внешние воздействующие факторы | Воспроизводимые внешние воздействия | Характеристики объектов испытания | Проводимые работы и области применения экспериментальной базы | 
| 1 | Трибологических испытаний | Эксплуатационные нагрузки (силовые и температурные) в реальных узлах трения типа: вал-втулка, ролик-рельс | Нагрузки до 330
    кН Температура Т=-130°...500°С Давление до Р = 1...10-6 мм рт.ст. Скорость: - вращения вала до 60 град/с, - перемещения ролика до 60мм/с  | 
    Наружный
    диаметр: - корпуса до 100 мм - вала до 60 мм  | 
    Определение
    оптимальной по времени и затратам стратегии
    экспериментальной отработки всей совокупности
    узлов трения, используемых в технических
    изделиях Определение "лидерных" узлов трения и методик их испытания Проведение ресурсных испытаний узлов трения Выдача рекомендаций и заключений по условиям эксплуатации узлов трения  | 
  
| 2 | Криотермовакуумных испытаний | Условия
    космического пространства: - глубокий вакуум - "чернота" и холод космоса - излучения Солнца и других планет Высокотемпературные нагружения от потока воздушной плазмы  | 
    Вакуум
    до Р = 5 •10-8 мм рт.ст. Температура Т=-160°...1800°С Лучистые потоки: - плотность (100.. .4000) Вт/м2 - спектральный диапазон(0,2...0,4)мкм Неравномерность облученияне более 5% При испытаниях объекты могут подвергаться вибронагружениям  | 
    Диаметр до 2,5 м Длина до 9 м  | 
    Тепловакуумные
    испытания Высокотемпературные испытания теплозащитных покрытий Испытания на герметичность при комплексном воздействии вакуума и температур Спектральный анализ веществ, выделяемых материалами при испытаниях Метрологическая проверка приборов и датчиков давлений и тепловых потоков Вакуумная плавка и напыление Получение сверхчистых материалов Сублимационная сушка лекарственных препаратов и продуктов  | 
  
| 3 | Статических прочностных испытаний | Статические
    нагрузки на изделия: - сосредоточенные - распределенные - переменные по времени Внешние температурные поля, изменяющиеся в реальном масштабе времени  | 
    Нагрузки по
    направлениям до 20000 кН Скорость нагружения по 64 независимым каналам - до 20% максимальной Температурные условия воспроизводятся в 64 зонах при мощности каждой до 100 кВт Нагрев до Т = 800°С  | 
    Объекты габаритом 50 х 30 х 15м | Определение
    расчетных случаев нагружения Испытания крупногабаритных конструкций на: - статическую прочность - ресурс - жесткость - функционирование под нагрузкой - прочность с нагревом и захолаживанием конструкционных элементов Испытание образцов материалов и конструкции на растяжение, сжатие, изгиб  | 
  
| 4 | Динамических испытаний | Динамические нагрузки, действующие на изделия в процессе их эксплуатации | Диапазон
    воспроизводимых частот (1...3000)Гц, динамические
    нагрузки до 200 кН Нагружение по 6 каналам Реализуются нагружения: - на фиксированных частотах - со сканированием частоты со скоростью (0,01... 100) окт/мин Шумовой сигнал потребной формы спектральной плотности  | 
    Объекты
    габаритом 10 х 6 х 5м Масса объектов при вибропрочностных и частотных испытаниях до300кН Масса объектов при ударных испытаниях до 1 кН  | 
    Определение
    динамической прочности натурных
    крупногабаритных конструкций Определение частотных характеристик объектов (собственных частот, форм колебаний) Испытания на ударную прочность Обработка результатов измерений по алгоритмам спектрального, корреляционного статистического анализа  | 
  
| 5 | Климатических испытаний | Внешние климатические условия при различных сочетаниях значений температур, давлений, влажности. Дождь, иней, роса, морской туман. При испытаниях обеспечивается функционирование объектов испытания (электрическое, гидравлическое, пневматическое) | Температура
    Т=-70°... 300°С Давление до Р=1,5 мм рт.ст. Влажность до 98% Кинематический нагрев в нормальных климатических условиях до Т=1300°С со скоростью до50°С/сек  | 
    Максимальные
    габариты 2,0 х 1,8 х 1,5м Масса до 400 кг  | 
    Разработка
    рекомендаций, методик и условий климатических
    испытаний типовых элементов конструкции Проведение высокотемпературных испытаний с кинематическим нагревом конструкции Выдача заключений и рекомендаций по условиям эксплуатации изделий  | 
  
| 6 | Испытаний на герметичность | Условия эксплуатации изделий: обеспечение потребного газового наполнения, состава рабочего тела, внутреннего давления в системах и агрегатах | Определение
    степени негерметичности: - по газовой среде до 1,3 • 10-8 м3Па/с - по жидкости до 10-12 м3/с  | 
    Внутренний объем полостей до 3 м3 | Испытания на герметичность газоаналитическими и компрессионными методами с использованием масспектрометрического, акустического, вакуумного и другого оборудования, а также прецизионных измерительных средств | 
| 7 | Неразрушающего контроля | Испытания проводятся на реальных изделиях, материалах, конструкциях | Определяются заказчиком работ | Не ограничены | Разработка
    технологий и внедрение средств неразрушающего
    контроля Оценка качества неразъемных соединений (сварных, паяных и других) Измерение разноплотности неметаллических материалов Количественное определение влагосодержания в сыпучих, пористых и другах материалах и конструкциях Структуроскопия материалов  | 
  
| 8 | Испытаний на электромагнитную соместимость | Реальные условия работы электротехнического и радиоэлектронного оборудования в нормальных климатических условиях | Испытания
    проводятся в экранированных безэховых камерах с
    эффективностью экранирования не хуже 82 дБ Значения воспроизводимых параметров определяются заказчиком  | 
    Без ограничений | Разработка
    методик и программ испытаний бортового
    оборудования, электротехнической и
    радиоэлектронной аппаратуры, устройств общего и
    специального назначения на электромагнитную
    совместимость Измерение радиопомех, создаваемых оборудованием и аппаратурой: - по цепям управления, электропитания и передачи информации - по электромагнитному полю Оценка работоспособности оборудования при воздействии на оборудование, цепи электропитания и информационные цепи полей магнитной индукции, импульсных и гармонических помех электрических полей  | 
  
| 9 | Лаборатория газодинамических испытаний | Физико-химическое воздействие и аэродинамический нагрев поверхности в дозвуковой зоне ударного слоя, соответствующего полетным параметрам набегающего потока в интервале скоростей V=4000... 10000м/с | Энтальпия
    торможения 10...40 мДж/кг Температура плазменной струи Т=5000...10000К Температура на поверхности образца до 2300К Время непрерывной работы до 40 мин Рабочие газы: воздух, аргон,азот, гелий  | 
    Образцы поперечного сечения 0,3 х 0,3 м | Исследование
    неравновесного теплообмена с учетом
    каталитичности Исследование термохимического воздействия чистой плазмы на теплозащиту космических летательных аппаратов  | 
  
  | 
  
Только при создании стендов было сделано и внедрено около 200 изобретений
Большое значение имела организация кооперации с научно-исследовательскими институтами и заводами, но основная тяжесть обеспечения наземных испытаний легла на Опытный завод НПО "Молния". Здесь изготавливались многочисленные модели "Бурана" для продувок в аэродинамических трубах и полноразмерные фрагменты конструкции для других испытаний, здесь же было организовано производство некоторых штатных агрегатов корабля, в первую очередь - вспомогательной силовой установки, разработанной в ОКБ НПО "Молния". Для посадки "Бурана" после орбитального полёта на космодроме Байконур был построен посадочный комплекс с посадочной полосой размером 4500х84м, оснащённый самым совершенным навигационным и радиотехническим оборудованием и способный проводить весь цикл послеполётного обслуживания орбитального корабля. Посадочный комплекс может принимать и самолёты всех видов, что подтверждено посадками тяжёлых самолётов-носителей с орбитальным кораблём или ступенью ракеты на "спине". Одновременно была расширена взлетно-посадочная полоса (ВПП) аэродрома в Лётно-исследовательском институте в г. Жуковский.
Исследовательская и производственная база НПО и опыт, приобретённый коллективом в ходе проектирования и испытаний "Бурана", позволяют "Молнии" и продолжать разработку новых космических систем, и участвовать в конверсионных программах любой сложности.
| Переход на: | 
Web-master: ©Вадим
Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru