|   |  | 
               
  Планер орбитального 
корабля (ОК) "Буран" 
  Основой конструкции ОК является планер,
который образует аэродинамические обводы,
воспринимает нагрузки на всех участках полета,
служит корпусом корабля, оснащаемым в процессе
его сборки, и имеет в своем составе системы и
элементы, обеспечивающие спуск и посадку. Его
масса, включая собственные системы, составляет
около 40% стартовой массы ОК   
  
    | Конструкция  планера
    (без теплозащитного покрыти - ТЗП)
    обеспечивает размещение и защиту экипажа,
    полезного груза и различных систем и
    оборудования от воздействия окружающей среды на
    всех этапах полета. Конструкция планера включает
    (см.рис.): |  
    | - | герметичный модуль
    кабины (МК) экипажа; |  
    | - | носовую часть фюзеляжа
    (НЧФ) с носовым коком, остеклением и входным
    люком; |  
    | - | среднюю часть фюзеляжа
    (СЧФ) со створками отсека полезного груза (ОПГ),
    вентиляционными створками, узлами связи с РН и
    нишей передней опоры шасси; |  
    | - | хвостовую часть фюзеляжа
    (ХЧФ) с узлами крепления вертикального оперения,
    узлами связи РН, узлами крепления ОДУ
    и вентиляционными створками; |  
    | - | балансировочный щиток (БЩ); |  
    | - | консоли крыла с аэродинамическими
    органами управления (элевонами с элевонными
    щитками), передней кромкой, наплывом и нишами
    основных опор шасси; |  
    | - | вертикальное оперение с рулем
    направления - воздушным тормозом; |  
    | - | элементы крепления аппаратуры,
    оборудования, трубопроводов, жгутов и т.п. |  
  
    |  Конструкция планера (см. рисунок справа):
 1- носовой кок; 2- носовая часть
    фюзеляжа (НЧФ) - агрегат Ф-1; 3- носовой
    блок двигателей управления; 4-
    герметичный модуль кабины; 5-
    крыло с наплывом; 6- носовые секции крыла
    из углерод-углеродного материала; 7-
    элевоны; 8- элевонные щитки; 9-
    средняя часть фюзеляжа (СЧФ) - агрегат Ф-2; 10-
    киль; 11- руль направления - воздушный
    тормоз; 12- хвостовая часть фюзеляжа (ХЧФ)
    - агрегат Ф-3; 13- балансировочный щиток; 14-
    створки отсека полезного груза с панелями
    радиационного теплообменника; 15-
    створка ниши основной опоры шасси; 16-
    основная опора шасси; 17- створка ниши
    передней опоры шасси; 18- передняя опора
    шасси; 19- входной люк
   Силовая схема конструкции
    планера выбрана с учетом создания единого
    силового каркаса, способного воспринимать
    аэродинамические, вибрационные и инерционные
    нагрузки, сосредоточенные силы и моменты от
    полезного груза, бортового оборудования, узлов
    связи с РН, двигательной установки и посадочных
    устройств. Основными силовыми элементами
    конструкции планера служат следующие: |  
    | - | панели, усиленные продольным
    набором, замыкающие и образующие внешний контур
    планера; |  
    | - | продольные силовые элементы (балки),
    воспринимающие нагрузки при изгибе фюзеляжа; |  
    | - | шпангоуты с несущими поясами и
    фермами; |  
    | - | лонжероны и нервюры крыла и
    вертикального оперения. |  
    | Наличие в средней части
    фюзеляжа и в корневой части крыла больших
    вырезов для ОПГ и шасси нарушило целостность
    силовой схемы и потребовало введения
    дополнительных силовых элементов. |    Детальное технологическое
членение фюзеляжа 
			рассматривается 
по-агрегатно: носовая часть фюзеляжа (НЧФ) Ф-1, 
модуль кабины (МК), средняя и хвостовая части 
фюзеляжа (СЧФ+ХЧФ) Ф-2, не используемая на штатных 
летных изделиях воздушно-реактивная двигательная установка (ВРДУ): 
 
					
					 
 
    
     В процессе сборки ОК на планер
    устанавливаются необходимые для космического
    полета системы и агрегаты, составляющие около 20 %
    стартовой массы ОК, а также универсальнное
    оборудование для работы с полезной нагрузкой (ПН)
    и сменные отсеки, составляющие до 11% стартовой
    массы ОК. Слева показана сборка планера в
    сборочном цехе. (Copyright© ОАО
    "НПО Молния" 1998, инвентарный номер 2919/4)   При создании 
орбитального корабля "Буран" была принята концепция
теплозащищенной относительно "холодной"
внутренней конструкции планера (-130° ...+160°С), при
этом носовое затупление (кок) фюзеляжа и передняя
кромка крыла, выполненные из жаростойкого
композиционного углерод-углеродного материала,
потребовали создания тепловых барьеров в стыках
с основной конструкцией. Создание планера ОК потребовало и решения
проблемы интенсивных акустических нагрузок,
которая непосредственно связана с динамической
прочностью конструкции и многоразового ТЗП, надежностью функционирования
оборудования и с жизнеобеспечением экипажа.Экстремальные нагрузки на конструкцию
наблюдаются при старте и при прохождении
трансзвукового диапазона скоростей на этапах
выведения и спуска с орбиты.
 При старте и на начальном участке полета
акустические нагрузки определяются шумом
сверхзвуковых струй двигательных установок РН, а на участках полета с
трансзвуковыми скоростями, когда реализуются
максимальные скоростные напоры,- пульсациями
давления в пограничном слое, причем в зонах
образования нестанционарных скачков уплотнения
и отрывных течений наблюдаются их максимальные
уровни.
 Элевон крыла состоит из двух секций
(внешней и внутренней), подвешенных на трех узлах
к хвостовой части крыла. Каждая секция имеет
автономный привод, размещенный в крыле,
обеспечивающий отклонение элевона на 35° вверх и
на 20° вниз. В зазоре между элевоном и хвостовой
частью крыла во избежание проникновения плазмы
установлен эластичный жгут. 
  
    | Для получения минимальной
    массы конструкции планера и его элементов были
    использованы программы ЦАГИ, реализующие метод
    конечных элементов. Проведенные численные
    исследования позволили решить принципиальные
    вопросы определения напряженного и
    деформированного состояния конструкции: |  
    | - | деформации фюзеляжа и створок ОПГ
    при различных условиях нагружения; |  
    | - | напряженного состояния конструкции
    при воздействии сосредоточенных нагрузок; |  
    | - | деформации и температурных
    нагрузок, вызываемых неравномерным нагревом или
    различными коэффициентами линейного расширения
    материалов, и т.п. |  
    | Кроме расчетов статического
    нагружения были проведены расчеты: |  
    | - | динамической прочности при
    нестационарных нагрузках во время старта, полета
    по траектории на этапах вывода на орбиту,
    разделения ОК и РН, функционирования на орбите,
    входа в плотные слои атмосферы и посадки; |  
    | - | устойчивости элементов конструкции
    к явлениям аэроупругости как в режиме больших
    скоростных напоров при выведении на орбиту, так и
    на участке спуска с нее; |  
    | - | прочности при воздействии
    акустических нагрузок на старте, на этапах
    вывода на орбиту и спуска в атмосфере; |  
    | - | дополнительного нагружения от
    неравномерности температурного поля,
    достигающей на отдельных элементах до 50 °С. |  
    | 
	В
    расчетах учитывалась повторяемость нагрузок при
    многократном применении ОК. |  |