| 
					
					       
							
							  
					
					   | 
					  | 
					
 
 
 
 
 
 
 
 
  
  
Воздушно-реактивная 
двигательная установка 
орбитального корабля "Буран" (11Ф35) 
  
Промежуточный вариант "Бурана" 
предусматривал установку воздушно-реактивных двигателей (ВРД). Это 
обусловливалось тем, что все аэродромы для посадки "Бурана" расположены на 
территории бывшего СССР, и в течении суток возникало 
достоточно много "глухих" витков, посадка с которых невозможна. Из этой ситуации 
могло быть два принципиальных выхода: расширить количество аэродромов (но "Буран" 
создавался как военный объект, а стратегические союзники были расположены "компактно" 
к границам СССР, Куба же была слишком близка к 
территории потенциального противника), либо повысить энерговооруженность 
атмосферного участка за счет установки ВРД. Конструкторы
выбрали второй путь. 
  
    
    
      
    
    Взлет на форсаже палубного истребителя Су-33 
	(Су-27К) | 
    
    
      
    
    Двигатель АЛ-31Ф на транспортировочной тележке | 
   
 
 
В качестве двух ВРД для 
установки на
орбитальном корабле
"Буран" был выбран хорошо зарекомендовавший себя на истребителе Су-27 ТРД АЛ-31Ф 
разработки КБ им.А.Люльки.  Двигатель развивает стендовую тягу 
12500 кгс на режиме "полный форсаж" и 7770 кгс - на режиме "максимал". Удельный 
расход топлива на максимальном режиме работы 0.75 кг/(кгс*ч), на форсаже - 1.92 
кг/(кгс*ч), минимальный крейсерский удельный расход топлива составляет 0.67 
кг/(кгс*ч). Высоконапорный двухкаскадный компрессор обеспечивает 23-кратное 
сжатие поступающего воздуха при расходе его 110 кг/с и степени двухконтурности 
около 0.59. Температура газов перед турбиной 1665°К. Сухая масса двигателя 1530 
кг, удельный вес 0.122; габаритная длина - 4950 мм, максимальный диаметр - 1180 
мм, диаметр входа - 905 мм. 
С двигателей сняли ставшую 
ненужной для бурановских режимов полета форсажную камеру, разместив их сверху в 
хвостовой части фюзеляжа по бокам от киля в аэродинамически затененном (на 
участке гиперзвукового полета) месте. Наличие двух ВРД значительно увеличивало 
располагаемую боковую дальность при спуске с орбиты и упрощало управляемую 
посадку. 
Однако при всех выгодах наличие ВРД породило и 
ряд существенных проблем: 
- сами ВРД было необходимо либо серьезно дорабатывать для 
того, чтобы двигатели могли безвредно переносить ракетный старт и длительное 
воздействие факторов космического полета (космического вакуума, перепадов 
температур и т.д.), либо организовывать защиту от вредных воздействий; 
- 
возникали серьезные технические проблемы, связанные с запуском двигателей в 
разреженных верхних слоях атмосферы на большой скорости (необходимость подпитки 
кислородом и т.д.) при возвращении корабля после космического полета. Решение 
всех проблем, равно как и доработка двигателей, приводила к росту стоимости и 
существенному увеличению сложности и сроков доводочных работ; 
- наличие 
на борту двух ВРД требовало оснащение штатного 
орбитального корабля дополнительными авиационными системами (топливной с 
запасами керосина на борту, системами управления двигателями, пожаротушения и 
др.), что наряду с весовыми потерями и изменениями центровки уменьшало 
эффективность ОК как транспортоного средства. 
Установка двух "штатных" ВРД на
орбитальном корабле
"Буран" (но не их запуск при возвращении из космоса) была отработана в 
реальных атмосферных полетах на самолете-аналоге БТС-02 
ГЛИ (Большое Транспортное Судно второе для Горизонтальных Летных Испытаний). 
Двигатели размещались в специальных, несколько утопленных в фюзеляж 
мотогондолах, оборудованных закрывающимися крышками и покрытых штатной плиточной 
теплозащитой. 
  
  
    | 
	Технологическое членение мотогондолы "штатного" ВРД "АЛ-31 (агрегат ВРДУ) 
	изделия 11Ф35: | 
   
  
    
    
      | 
    
    
      | 
   
  
    
	Слева - оболочка, справа - каркас (силовой набор): 
    
    1 - передняя заглушка; 2 - носок; 3 - шпангоут О; 4 
	- панели; 5 - панели ЦЧ; 6 - шпангоут №12; 7 - шпангоут №12А; 8 - панели; 9 
	- шпангоут №13; 10 - задняя заглушка; 11 - лонжероны; 12 - шпангоуты.
	   | 
   
 
  
    | 
	Характеристики | 
     | 
    
	Технологические параметры | 
   
  
    | 
	   Габариты, мм: | 
     | 
     | 
    
	   Применяемые материалы: | 
     | 
   
  
    | 
	     - длина | 
    
	5023 | 
     | 
    
	     - алюминевые сплавы | 
    
	1201, Д16чТ1 | 
   
  
    | 
	     - ширина | 
    
	1384 | 
     | 
    
	     - титановые сплавы | 
    
	ВТ-23, ОТ4-1 | 
   
  
    | 
	     - высота | 
    
	1564 | 
     | 
    
	     - стали | 
    
	30ХГСНА, 15Х16К4Н2МВФАБ, О7Х16Н6, 95Х18, 12Х18Н10ТМ, 6ОС2А | 
   
  
    | 
	   Вес, кг | 
    
	~400 | 
     | 
    
	   Неметаллы: | 
     | 
   
  
    | 
	     | 
     | 
     | 
    
	     - резиновая смесь | 
    
	ИРП1118 | 
   
  
    | 
	     | 
     | 
     | 
    
	     - резина | 
    
	51.1447 | 
   
  
    | 
	     | 
     | 
     | 
    
	     Виды соединений: сварные (ААрДЭС), 
	заклепочные и болтовые | 
     | 
   
 
  
Поскольку программой испытаний 
самолета-аналога БТС-02 ГЛИ предусматривался обычный самолетный взлет с ВПП 
аэродрома, а энерговооруженности двух нефорсированных ТРД АЛ-31 (2х7770 кг) не 
хватало, конструкторы установили еще два форсированных ТРД АЛ-31Ф (2х12500 кг) в 
обычных мотогондолах по бокам фюзеляжа, создающих небольшой кабрирующий момент 
для облегчения взлета (наряду с носовой стойкой шасси увеличенной высоты). 
  
  
    
    
      | 
    
    
      | 
    
    
      | 
   
  
    | 
	Хвостовая часть   фюзеляжа 
	самолета-аналога БТС-02 ГЛИ: 
	(слева 
	- подготовка к полету, в центре - вид сбоку-спереди, справа - вид из задней 
	полусферы). 
	
	Условные обозначения: 
    1 - крышка-заглушка воздухозаборника "штатного" двигателя в открытом 
	положении; 2 - мотогондола "штатного" двигателя АЛ-31 с имитацией внешней 
	теплозащиты; 3 - мотогондола-обтекатель дополнительного форсированного 
	двигателя АЛ-31Ф; 4,9 - имитаторы двигателей орбитального 
	маневрирования; 5 - расщепленный воздушный тормоз - руль направления; 6 
	- стропы тормозного парашюта; 7 - выходное 
	устройство - сопло "штатного" двигателя АЛ-31; 8 - регулируемое сопло 
	форсированного двигателя АЛ-31Ф; 10 - балансировочный щиток; 11 - наземный 
	персонал; 12 - "штатный" двигатель АЛ-31 в мотогондоле, вид сзади; 13 - 
	отсек тормозного парашюта; 14 - 
	хвостовые блоки ОДУ с имитацией двигателей управления  | 
   
 
 
  
К первому полету 
"Бурана" двигатели АЛ-31 были еще не готовы - не успели отработать их 
раскапсюлирование на этапе сверхзвукового спуска в атмосфере и запуск после 
пребывания в ваккууме. 
        
           
  
С другой стороны, 
грузоподъемность РН "Энергия" ко второму запуску осенью 1988 года еще не 
отвечала заложенным требованиям и существовал дефицит массы полезного груза, что 
подтверждает в своем письме заместитель Главного 
конструктора НПО "Энергия" Игорь Садовский. 
Поэтому, учитывая также все факторы технического риска, 
связанные с первым испытательным полетом "Бурана", от использования ТРД в первом
полете 15 ноября 1988 года отказались. 
  
	
		
			
			
			  
			
			Демонтах шпангоутов мотогондолы и 
			арматуры для крепления ТРД АЛ-31 | 
			
			
			  
			
			Подготовка образовавшихся после 
			демонтажа мотогондол ниш для зашивки | 
		 
		
			
			
			  
			
			Приборная доска в
			командном отсеке. РУД ВРДУ внизу по центру 
			между двумя рабочими местами пилотов | 
			
			
			  
			
			РУД ВРДУ крупныи планом | 
		 
	 
 
  
Однако в 
связи с тем, что изготовление и оборудование летных образцов уже шло полным 
ходом, конструктивно-силовую схему
планера менять было поздно и ниши в 
ХЧФ под установку двигателей (см. фотографии) зашили 
панелями обшивки и закрыли гибким теплозащитным покрытием. 
Снятие ВРДУ с летных экземпляров ОК потребовало повторных продувок в 
аэродинамических трубах (изменился характер обтекания ХЧФ) 
и небольших доработок (возросли аэродинамические нагрузки на вертикальное 
оперение и изменилась центровка 
орбитального корабля). Снятие двигателей 
не повлекло внутренние изменения конструкции корабля, поэтому в первом полете в 
командном отсеке на центральной консоли (между центральным 
пультом и панелью приборной доски 
N5) между креслами 
пилотов остались даже спаренные РУД (рычаги управления двигателями). 
Успешный первый полет и 
безмоторный спуск в атмосфере подтвердил правильность 
принятых решений, но вопрос применения двух ТРД АЛ-31 в последующих полетах 
остается открытым. В будущем, что согласно 
И.Садовскому, для расширения маневренных возможностей 
на участке атмосферного спуска на орбитальных кораблях двигатели АЛ-31 могли 
быть снова установлены. 
					 |