Вечерний Ростов
28 декабря
2001 года

Почему "Буран" не дождался космонавтов

Прочитал в "Вечернем Ростове" корреспонденцию, посвященную очередной годовщине старта первого отечественного космического самолета "Буран". Она меня "зацепила": ведь и мне довелось участвовать в работах в рамках этого грандиозного проекта...

Ну а сесть за компьютер и написать эти заметки меня заставило печальное событие, произошедшее ровно через две недели после 13-й годовщины первого полета "Бурана". В этот день тихо и почти незаметно ушел из жизни его генеральный конструктор - Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Краткое сообщение о смерти талантливого ученого и конструктора только единожды промелькнуло в новостях 1-го канала, в то время как соболезнования по поводу скончавшегося в этот же день известного писателя транслировали десятки раз все телеканалы на протяжении нескольких дней...

С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ "БУРАН"

Кратко история создания "Бурана" такова. Практическая разработка многоразовых космических транспортных систем началась в США в 70-е годы. В нашей стране серьезное финансирование аналогичных работ было начато на несколько лет позже, хотя проработка различных вопросов по созданию таких систем проводилась в СССР еще с середины 60-х годов. Началась изматывающая гонка двух сверхдержав по созданию систем, способных вывести в космос нагрузку порядка 100 тонн... Особенно много масла в огонь этой гонки подлила пресловутая концепция "звездных войн" президента США Рональда Рейгана. Американцы тогда надеялись добиться стратегического превосходства над СССР за счет вывода в космос лазерного, пучкового и ракетного оружия именно с помощью многоразовых космических челноков.

Ценой огромных усилий и колоссальных затрат в итоге этой гонки в 80-х годах были созданы две по многим параметрам очень близкие многоразовые космические системы: наша "Энергия-Буран" и американская "Спейс Шаттл". Наша система - "Энергия-Буран" имела стартовую массу порядка 2400 тонн и состояла из мощной универсальной ракеты-носителя "Энергия" и 100-тонного космического самолета "Буран" с нагрузкой до 30 тонн. В отличие от американского прототипа, наш "Буран" оснастили уникальной автоматизированной системой управления, позволяющей осуществлять полеты в космос и возвращение на Землю вообще без экипажа (американские челноки до сих пор не имеют такой возможности).

КАК РОСТОВЧАНЕ ПОМОГАЛИ "БУРАНУ"

Разработка "Бурана" потребовала привлечения последних достижений отечественной науки и создания новых высоких технологий. Например, очень серьезной задачей было обеспечение надежной теплозащиты космического самолета в процессе возвращения на Землю. Дело в том, что при входе в плотные слои атмосферы его скорость в 20 - 40 раз превышает скорость полета пули, вследствие чего при торможении многие элементы конструкции нагреваются до нескольких тысяч градусов! Для решения этой задачи вся поверхность "Бурана" была покрыта теплозащитой из многих тысяч плиток на основе специально разработанных очень легких, но достаточно прочных теплоизоляционных материалов.

К качеству и надежности этих плиток предъявлялись жесткие требования. Разрушение в полете нескольких близкорасположенных плиток неминуемо привело бы к прогоранию крыла или фюзеляжа космического самолета и его катастрофическому разрушению. Оказалось, что очень ценную информацию о прочности плиток можно получить с помощью активно развиваемого в нашем НИИ механики и прикладной математики РГУ метода акустико-эмиссионной диагностики. В те годы я как раз работал заведующим лабораторией акустической эмиссии, разрабатывающей этот метод. Кратко сущность метода состоит в анализе особого, чрезвычайно слабого ультразвукового излучения, генерируемого самими микродефектами (микротрещинами) в ходе их подрастания. (Более подробная информация по этому методу была приведена ранее в публикации "Как ростовчане царь-колокол лечили" - "Вечерний. Ростов" от 26 ноября 2001 года.)

По тематике, непосредственно связанной с "Бураном", в лаборатории работало порядка 20 сотрудников. За несколько лет нам удалось усовершенствовать метод и создать аппаратуру для диагностики прочности элементов теплозащиты. Это существенно повысило достоверность результатов диагностики "Бурана". Кроме того, ранее нам удалось помочь в выявлении слабого элемента его двигательной установки. На основе полученных результатов планировалось использование нашей методики и аппаратуры в ходе проведения испытаний при эксплуатации "Бурана".

ПЕРВЫЙ СТАРТ "БУРАНА"

После того, как 15 мая 1987 года успешно состоялись летные испытания новой универсальной ракеты-носителя "Энергия", было решено осенью 1988 года осуществить старт ракетно-космической системы "Энергия-Буран" в беспилотном варианте. Первый старт многоразовой космической системы "Энергия-Буран" неоднократно откладывался и, наконец, состоялся 15 ноября 1988 года.

Летные испытания космического самолета "Буран" прошли чрезвычайно успешно. Естественно, были неизбежные для первого полета неполадки и отказы некоторых систем. Однако, совершив два оборота вокруг Земли в автоматическом режиме без экипажа, "Буран" идеально точно приземлился на взлетную полосу.

Специалисты по системам управления до сих пор ломают голову, как ему это удалось. Дело в том, что штатной посадке по заложенной программе мешал сильный ветер, и "Буран", самостоятельно рассчитав новую траекторию и совершив сложные маневры в воздухе, неожиданно для всех зашел на посадку и успешно приземлился с противоположной стороны полосы.

В дальнейшем предполагалось осуществить еще два беспилотных испытательных запуска, а затем перейти к выполнению программы пилотируемых полетов.

"НУ, ЗА "БУРАН"!"

Дома у меня до сих пор хранится бутылка финского клюквенного ликера, которую я 20 лет назад пообещал открыть в день первого успешного полета "Бурана" с нашими космонавтами на борту...

А дело было так. В апреле 1981 года мы с научным сотрудником Владимиром Синяговским находились в Москве, где на нашей аппаратуре проводили эксперименты в одной из организации. И надо же такому случиться, что именно в День космонавтики в Москве встретили родного брата Синяговского, офицера-ракетчика, прилетевшего с космодрома в столицу по служебным делам. До известной антиалкогольной кампании впереди было еще несколько лет, и вечером мы втроем собрались в номере гостиницы отметить нашу встречу и День космонавтики.

Часто бывая в Москве, я всегда привозил для домашней коллекции разные экзотические для того времени напитки. На этот раз мне удалось достать три бутылки финского клюквенного ликера, одну из которых мы сразу же и оприходовали "за встречу". Сидели за столом, разговаривали, смотрели телевизор. И тут в программе новостей сообщили, что состоялся старт первого американского космического челнока с астронавтами Д. Янгом и Р. Криппеном на борту! Естественно, нам было очень жаль, что именно в годовщину исторического первого полета в космос Юрия Гагарина состоялся первый полет не нашего, а американского челнока. Мы расстроились, и пришлось открывать вторую бутылку ликера - теперь уже за скорейший старт отечественного многоразового корабля, который тогда еще имел другое, чем "Буран", название. Последнюю же бутылку я пообещал откупорить именно в день старта нашего челнока с космонавтами на борту...

К сожалению, первый беспилотный полет "Бурана" оказался и последним. Денег на продолжение работ и ввод орбитального корабля в эксплуатацию уже не было. Финансирование программы было практически полностью прекращено к. 1992 году. Однако по личной просьбе Г.Е. Лозино-Лозинского мы еще год продолжали работы за свой счет. Задолженность институту за эти работы никто до сих пор так и не погасил.

СГУБИЛА ВЕДОМСТВЕННОСТЬ

Взлети "Буран" хотя бы на один-два года раньше - его дальнейшая судьба могла бы быть вполне благополучной. Полагаю, что "Буран" действительно мог появиться года на два раньше, если бы не подковерная борьба задействованных в программе министерств и ведомств. Ракету-носитель "Энергия" делало министерство, отвечающее за нашу ракетно-космическую отрасль, в то время как строительство "Бурана" осуществляло министерство авиационной промышленности. Между этими ведомствами еще со времен Н.С. Хрущева шла жесткая борьба за приоритетное финансирование своих разработок.

Антагонизм между "ракетчиками" и "самолетчиками" часто проявлялся на уровне разработчиков конкретных блоков системы "Энергия-Буран" и, к сожалению, иногда даже между задействованными в программе летчиками и космонавтами. В уже упоминавшейся заметке "Буран" отшумел. А жаль!" отголоски этого былого соперничества с "ракетчиками" проскальзывают даже в интервью такого выдающегося летчика-космонавта, как Игорь Волк.

Очень жаль, что вместе с программой по "Бурану" были также свернуты и работы по "Энергии". Полагаю, что здесь не обошлось без некоторого давления зарубежных конкурентов. Дело в том, что эта ракета-носитель в отличие от американского прототипа была универсальной: предназначалась не только для вывода на орбиту многоразовых космических кораблей, но также и для запуска любых других особо тяжелых космических аппаратов массой до 100 тонн. Например, это могли быть модули для долговременных орбитальных станций, а также гигантские телевизионные спутники, обеспечивающие прямое вещание на обычные телеантенны.

В то время проекты таких спутников уже прорабатывались в наших соответствующих конструкторских бюро. Американская же транспортная система "Спейс-Шаттл" без орбитального корабля неработоспособна, вследствие чего не может выводить в космос полезные грузы массой более 29,5 тонны.

"БУРАН" РАСТАЩИЛИ ПО ЧАСТЯМ

В 90-х годах уникальные объекты, изделия и достижения программы "Энергия-Буран" были растащены по частям либо распроданы: сам "Буран" остался в Казахстане; носитель, "Бурана" - самый большой в мире транспортный самолет АН-224 ("Мрия") улетел в Украину; модернизированные двигатели "Энергии" проданы за океан и сейчас устанавливаются на новейших американских ракетах-носителях "Атлас-3". "Буран" отшумел. Действительно жаль!

С. БУЙЛО,
заведующий отделом НИИ механики и прикладной математики Ростовского госуниверситета


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru