Итоги
N15 (48), 15 апреля 1997 года

 

Буранный полустанок

Разочарование

Одним "Буран" представляется российской Бастилией. Дескать, парижане танцевали на развалинах великой крепости, а мы веселимся, превратив в аттракцион гордого покорителя космических глубин. Другие признают в нем младшего брата БАМа. Мол, столько же денег вбухали и так же бессмысленно. Третьи склонны считать его достойным памятником холодной войне. Но все, даже его конструкторы, похоже, смирились с тем, что "Буран" - это уже история.

В нужное время

Идею отправить в космос аппарат с крыльями, который мог бы возвращаться на Землю, оставаясь пригодным для многократного использования, в СССР начали серьезно разрабатывать в 1965 году. Именно тогда двум знаменитым авиационным "фирмам" - Микояна и Туполева - было поручено создать для военных нужд "воздушно-космический самолет", выводимый на орбиту самолетом-разгонщиком. Не мудрствуя лукаво, в честь приближающейся пятидесятой годовщины советской власти проектируемому орбитальному челноку присвоили секретный индекс "50", а разгонщику - "50-50". Для непосвященных придумали название "Спираль". В течении следующих восьми лет было произведено несколько испытаний, однако потом программу закрыли. Во многом этому способствовало то обстоятельство, что, будучи все-таки авиационной системой, "Спираль" разрабатывалась структурами, подведомственными Министерству авиапромышленности (МАП). Министерство же общего машиностроения (МОМ), ведавшее ракетной техникой, вовсе не собиралось делиться с кем-либо своей "монополией" на космос.
Помимо всего прочего, МОМу в те времена необходимо было срочно "отыграться" после провала лунного проекта: все четыре пробных запуска мощнейшей пятиступенчатой ракеты Н1, разрабатывавшейся для доставки груза на Луну, оказались неудачными.
Одним словом, американский "Шаттл" появился очень кстати. "Все буквально вздохнули с облегчением, вспоминал в беседе с корреспондентом
"Итогов" Леонид БОГДАН, бывший ведущий конструктор темы "Буран", - необходимость адекватного ответа должна была помирить MOM и МАП. Одни строят ракету, другие - корабль, и все при деле". "Американский челнок был совершенно новым словом техники. Эта их тема была элементом СОИ, - заявил в свою очередь "Итогам" президент Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Юрий Семенов, - наше руководство не имело альтернативы, кроме как принять аналогичное решение".

Буря и натиск

Как и ожидалось, курировать исполнение "аналогичного решения" было поручено Минобщемашу и Минавиапрому при общем патронаже Минобороны, которое выступало заказчиком. Головной организацией проекта "Энергия-Буран" стало знаменитое КБ Королева (в те времена Научно-производственное объединение "Энергия"). Конструированием собственно корпуса (планера) космического челнока предстояло заниматься НПО "Молния". Научно-производственное объединение "Молния" было создано в 1976 году фактически под проект "Энергия-Буран". Базой для него послужили сразу три организации: КБ "Молния", до этого в основном занимавшееся ракетами, КБ "Буревестник" Тушинского машиностроительного завода и Экспериментальный машиностроительный завод, расположенный в Жуковском. Возглавил вновь созданное НПО Глеб Лозино-Лозинский, работавший в свое время над "Спиралью" в микояновском КБ. Прежде чем приступить непосредственно к "Бурану", "Молния" построила и с 1982 по 1984 год испытала ряд аппаратов серии "БОР". Первые из них мало походили на корабль, который каждый желающий может сейчас увидеть в парке Горького, но в "Боре-5" уже что-то угадывалось. Он только был значительно меньше тридцатиметрового "Бурана".
Внешнее сходство нашего челнока с его американским "собратом" - ни для кого не секрет. По словам специалистов, это объясняется прежде всего тем, что корабль такого размера иную форму иметь просто не может - она продиктована законами аэродинамики. Физика как нельзя лучше дополняла политику: все-таки "адекватный ответ". Как утверждает президент "Энергии", разработчиков даже какое-то время критиковали "сверху" за то, что порой "делают не так, как у американцев".
А отличия действительно были. В США корабль, имея громадный подвесной бак и две ракеты-ускорителя, выходит на орбиту сам. В нашей же конструкции присутствует, как известно, ракета "Энергия", и именно она выводит 75-тонный "Буран" с 30 тоннами полезной нагрузки на орбиту. Двигатели "Бурана" предназначены исключительно для маневрирования. Юрий Семенов считает, что такой подход оказался более эффективным: "Мы смогли решить ту же самую задачу - создать многоразовый корабль. И в то же время мы могли вместо корабля вывести полезный груз массой 100 тонн. Такого США и сегодня не могут сделать". Помимо всего прочего, наш летавший в космос челнок имел в отличие от американских аналогов автоматическую систему управления. "С самого начала нам была поставлена
задача: обеспечить беспилотный пуск, - рассказал "Итогам" Леонид Богдан, - а это, естественно, упрощает задачу, поскольку можно не отрабатывать в полном объеме систему терморегулирования, не нужна система аварийного спасения, система обеспечения жизнедеятельности экипажа". Экипаж, кстати, набран был. Еще в 1978 году семь пилотов во главе со знаменитым Игорем Волком приступили к подготовке и тренировкам. Однако лететь им было не суждено.

К звездам

Первый космический старт "Бурана" планировалось осуществить 29 октября 1988 года. Однако за 50 секунд до окончания отсчета выяснилось, что не отошла одна из заправочных мачт.

Примечание web-мастера: команда АПП ("Аварийное прекращение пуска") прошла за 51 сек до команды "Главная", т.е. почти до начала движения ракеты.

Пуск отложили, и состоялся он только спустя семнадцать дней -15 ноября.
Челнок за условным номером 101 был собран на Тушинском машиностроительном заводе, по Москве-реке на барже доставлен на аэродром, откуда "на спине" специально переоборудованного бомбардировщика и отправился на Байконур. Этот первый полет "сто первого" вполне мог стать и последним: в воздухе у бомбардировщика неожиданно прохудился бак с керосином... Все, однако, обошлось.

Примечание web-мастера: Первый летный корабль (изделие 1.01), названный впоследствии "Бураном", был доставлен на Байконур в декабре 1985 г. Упомянутый случай с утечкой топлива у самолета-носителя произошел при транспортировке не первого, а второго летного корабля (изд. 1.02) 23 марта 1988 г. Первый корабль под именем "Байкал" к этому времени проходил испытания на площадке огневых контрольных испытаний (ОКИ) на Байконуре.

На Байконуре с "Бураном", наоборот, произошел курьез. Дело в том, что название "Буран", как и номер "объекта" - 11Ф35, - старались, мягко говоря, не афишировать. С другой стороны, было ясно, что отправлять корабль в космос без названия нельзя. И на борту большими красными буквами написали "Байкал". "Перекрестить" корабль не дал академик Валентин Глушко, настоявший, чтобы госкомиссия утвердила то название, к какому все уже привыкли. То ли случайно, то ли нет, но слово "Буран" было написано на борту уже синей краской, к тому же в другом месте и другим шрифтом.

Примечание web-мастера: надпись "Буран" была нанесена черной краской

Совершив за 3 часа 25 минут два витка вокруг Земли, "Буран" в автоматическом режиме приземлился в нескольких километрах от Байконура.

Примечание web-мастера: полет "Бурана" продолжался 3 часа 24 минуты 40,75 секунд. Посадка произведена на посадочном комплексе, построенном специально на Байконуре для "Бурана". Посадочный комплекс общей площадью около 11 квадратных километров расположен в 45 км севернее железнодорожной станции Тюра-Там в приаральской степи Кара-Кум, в 12 км от старта.

Стоит ли напоминать, что посадка даже в обычной авиации является критической фазой полета. В данном случае оснований для беспокойства было более чем достаточно. Ведь если раньше речь шла о приземлении космических аппаратов "в заданном районе" казахстанской степи и встречающим на вертолетах было все едино, упадет спускаемый аппарат километром южнее или километром восточнее, то "Бурану" предстояло попасть в "заданную точку": на взлетно-посадочную полосу шириной всего 80 метров и длиной пять с половиной километров.
Ситуация осложнялась еще и тем, что в районе ВПП в тот день дул резкий боковой ветер, да и вообще погода была "не ахти". Истребитель сопровождения "потерял" на какое-то время "Буран" на подлете к полосе. Как потом выяснилось, челнок в этот момент выполнял сложнейший маневр для захода на посадку. Точность поразила всех: "Буран" коснулся поверхности всего в каком-то метре левее осевой линии ВПП.

Примечание web-мастера: бетонная взлетно-посадочная полоса посадочного комплекса имела длину 4500 м при ширине 84 м и была снабжена концевыми (по 250 м с каждого конца и шириной 90 м) и боковыми (шириной 90 м по всей длине) полосами безопасности. Точностные данные посадки "Бурана" 15.11.1988, которые в действительности были более грубыми, можно посмотреть в описании посадочных алгоритмов.

Что делать?

Когда отгремели аплодисменты и поздравления, встал вопрос, что же делать дальше. Задача N1 - беспилотный пуск назло американцам - выполнена. Можно, конечно, все то же самое проделать еще раз, но "первый блин" оказался настолько удачным, что риск оплошать и испортить впечатление возрастал многократно. Значит, нужно развивать успех. Что называется, наращивать усилия. Например, усложнять задачу, готовить пилотируемый пуск. Однако выяснилось, что все придется начинать сначала. Спешка при подготовке к первому старту вкупе с упрощением задачи сыграли с разработчиками злую шутку. "Буран" собрали во многом из уже существовавших на тот момент систем и компонентов. Так случилось, например, с системой терморегулирования корабля. НПО автоматики и приборостроения оснастило "Буран" системой управления только для беспилотного полета. Что-то нужно было делать и с теми самыми, отложенными на потом, системами жизнеобеспечения экипажа и его аварийного спасения. "Даже если бы мы продолжали работать над "Бураном", то даже сейчас, наверное, еще не слетали бы в пилотируемом режиме", - считает ведущий конструктор корабля от МАП Леонид Богдан.

Примечание web-мастера: согласно имевшимся планам первый пилотируемый полет (с экипажем И.Волк и А. Иванченков) должен был состояться в 1993-1995 гг..

Тем не менее вплоть до 1992 года запуск продолжали готовить. Второму полетевшему в космос "Бурану" также предстояло быть беспилотным. Планировалось лишь увеличить длительность полета, а также усложнить задание: готовили маневр с изменением орбиты и стыковку с орбитальной станцией "Мир". Челнок успели собрать и оснастить на 90-95 процентов. Однако в этот момент, по словам Богдана, поток бюджетных ассигнований, и так скудевший год от года, практически иссяк. Программа "Энергия-Буран" фактически закрыта с 1994 года, хотя никакого официального решения на этот счет не принималось. Как заявил "Итогам" президент "Энергии" Юрий Семенов, это связано с тем, что, принимая постановление об упразднении, нужно иметь деньги хотя бы на утилизацию техники и имущества...

Цель оправдывает средства

И все же представляется, что сгубило "Буран" отнюдь не отсутствие средств. "За все годы работы по теме практические задачи Министерством обороны ни разу не были сформулированы", - утверждает Леонид Богдан. Иными словами, оставалась непонятной сама цель создания "Бурана".

Примечание web-мастера: Главное управление космических сил Министерства обороны СССР (ГУКОС МО) выдало тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку Многоразовой космической системы (МКС) "Буран", утвержденное министром обороны Дмитрием Устиновым 7 ноября 1976 г. (по другим данным, 08.11.1976).

Выводить на орбиту какие-то грузы? Но зачем делать это с помощью корабля-тридцатитонника, если есть ракета, способная поднять 100 тонн? Возвращать с орбиты какие-то грузы? Но подлежащих возвращению грузов в 30 тонн там пока нет и в ближайшей перспективе не появится. "Буран" создавался по заказу Министерства обороны, но на каком-то этапе оно отказалось от него, - заявил Юрий Семенов, - мы сами вынуждены были искать, как его применить". В основном речь шла об обслуживании орбитальных станций. "Сегодня, когда американские "Шаттлы" совершают регулярные рейсы к "Миру", мы убедились, что многоразовый корабль совершенно необходим для работы с такими сложными комплексами, как орбитальные станции", - подчеркнул глава "Энергии". Ни Семенов, ни Богдан не видят возможности военного использования "Бурана", "Если полезная нагрузка корабля 30 тонн, то это, конечно, может быть и ядерная бомба или ракета. Но такой задачи в принципе на ставилось, - сказал ведущий конструктор от МАП, - это же в конечном счете все равно что Царь-пушка. Несерьезно использовать такой дорогостоящий корабль, который не спрячешь, который можно сбить в любой момент, для того чтобы выводить на орбиту ядерное оружие, да еще стрелять оттуда".

Примечание web-мастера: В ТТЗ ГУКОСа были четко сформулированы и прописаны задачи целевого (военного характера) использования "Бурана".

"Очевидно, это была просто очередная попытка, используя благоприятную ситуацию, удовлетворить два эти клана: Министерство общего машиностроения и Министерство авиационной промышленности, - уверен Богдан, - тем более надо было занять людей, промышленность". Приходится признать, что попытка в определенном смысле увенчалась, успехом. МАП с МОМом до конца помирить, правда, так и не удалось. Но 1200 "смежников", которые представляли все республики СССР и на которых работало, по самым
скромным подсчетам, около полутора миллионов человек, "осваивали" в среднем по одному миллиарду рублей ежегодно в течение семнадцати лет интенсивной работы над проектом.

Мавр может уходить

Нельзя, конечно, говорить о том, что огромные государственные деньги были потрачены совсем уж зря. "Буран", как локомотив, потащил вперед технологии, убедив ученых в исключительной правильности их представлений и расчетов. "Буран" и "Энергия" породили как минимум около 200 научных и технологических открытий. И не только: например, ракеты "Зенит" (их будут запускать со строящегося сейчас морского стартового комплекса) представляют собой лишь слегка доработанные боковые блоки ракеты "Энергия". Таких блоков, являвшихся по существу первой ступенью "Энергии" и оснащенных уникальными двигателями, на Байконуре осталось 14 штук.
Однако на вопрос о том, должен ли уходить мавр - "Буран", может быть, и не сделавший своего дела, оба наши собеседника ответили утвердительно. "Развивать именно эту программу не следует. Мало того, что она требует огромных средств. Она просто не нужна!", - уверен Леонид Богдан. Кассеты, дискеты, пленки, какие-то иные материалы, содержащие информацию о космосе, полученную космонавтами во время работы на орбитальной станции, не весят 30 тонн. Иными словами, считает конструктор, необходим корабль гораздо меньшей чем у "Бурана", грузоподъемности, "но это опять-таки очень большие деньги". К тому же, по мнению Богдана, разработка такого корабля не может считаться актуальной задачей. Возвращаться к "Бурану" считает нецелесообразным и глава РКК "Энергия" Юрий Семенов. Если отношения между Россией и США будут оставаться такими, как сейчас, содержать два аналогичных орбитальных челнока, имея в перспективе совместно используемую станцию "Альфа", слишком дорого: "Конечно, нам, как участникам проекта "Энергия-Буран", очень тяжело. А как посмотришь более глобально: Я думаю, мы не будем возвращаться. У нас нет таких потребностей".

Есть надежда

Остается добавить, что НПО "Молния" не оставило попыток, так сказать, продолжить тему. Новый проект "Молнии" называется МАКС - многоцелевая авиационно-космическая система. Согласно замыслу, небольшой крылатый корабль, оснащенный подвесным баком, запускается с самолета-разгонщика, после чего с помощью собственного двигателя выходит на орбиту и самостоятельно возвращается на Землю. В качестве разгонщика пока предполагается использовать знаменитую "Мрию". В перспективе ее сможет заменить двухфюзеляжный сверхмощный "Геракл". Однако пока это только планы.

Петр Журавлев


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru