Армейский сборник
15 февраля
2001 года

Здесь рождался "Буран"
В развитие отечественной космонавтики большой вклад внесло Научно-производственное объединение "Молния" - создатель многоразовой космической системы "Буран". В канун 25-летнего юбилея НПО с его генеральным директором Александром БАШИЛОВЫМ встретился наш корреспондент и попросил рассказать об истории и сегодняшнем дне известного предприятия.

*          *         *

БИОГРАФИЯ

Башилов Александр Сергеевич родился 11 мая 1950 г. в городе Кимры Калининской области. В 1972 г. окончил Уральский политехнический институт. До 1974 г. проходил службу в Группе советских войск в Германии. В 1974-1980 гг. - помощник мастера, мастер, инженер-технолог, старший мастер на Свердловском машиностроительном заводе имени М.И.Калинина. С 1981 г. - в НПО "Молния", где прошел путь до главного инженера.

С 1993 г. - генеральный директор ОАО НПО "Молния". Лауреат премии Совета Министров СССР за создание лабораторно-стендового комплекса по программе "Буран". Действительный член Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, кандидат технических наук.

*          *         *

- Александр Сергеевич, в феврале НПО "Молния" исполняется четверть века. Напомните, пожалуйста, для чего и как оно создавалось?

- Научно-производственное объединение "Молния" организовано в 1976 году с целью создания первого в России пилотируемого космического корабля многоразового использования. Интенсивное освоение космического пространства как в мирных, так и в военных целях настоятельно требовало снижения стоимости запусков. Время, когда за доставку полезного груза на орбиту платили любую цену, прошло. Специалисты по ракетной технике во всем мире начали считать деньги, а их заказчики не могли больше мириться с тем, что сверхдорогие электронные системы и ракетные двигатели уничтожаются в результате единственного запуска. Разработка многоразовых систем выведения была логической ступенью развития ракетно-космической техники. В 70-х годах в США приступили к работе над системой "Спейс Шаттл", а в Советском Союзе взялись за "Буран".

Новое предприятие возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, который с 60-х годов работал над проектом многоразовой авиационно-космической системы "Спираль" в КБ "Зенит".

Объединение создавалось на базе конструкторских бюро "Буревестник", имевшего опыт создания конструкций больших сверхзвуковых самолетов и зенитных ракет (главный конструктор - А.Потопалов) и "Молния", на котором разрабатывали беспилотные летательные аппараты (главный конструктор - М.Бисноват), а также экспериментального машиностроительного завода, где проектировались и испытывались тяжелые и высотные самолеты (генеральный конструктор - В.Мясищев).

Коллектив - более ста человек, работавших в свое время над "Спиралью", пришел вместе с Лозино-Лозинским из КБ "Зенит" и из Дубненского ОКБ "Радуга". Были также приглашены специалисты из КБ "Салют", НПО "Энергия", ЦНИИМАШ и других ракетных и авиационных фирм. Об уровне вновь созданной организации говорит хотя бы тот факт, что в его составе работало более 250 докторов и кандидатов наук.

- Разработчики "Бурана" фактически стояли у основ многих новых и перспективных технологических решений. Ведь отечественная промышленность прежде не производила ничего подобного...

- Действительно, все пришлось начинать с нуля - без всякой преемственности и какого бы то ни было задела. Полет орбитального корабля имеет свои особенности: огромный диапазон скоростей и высот, интенсивный разогрев поверхности при входе аппарата в плотные слои атмосферы, одновременное воздействие вакуума, излучений и других факторов космического пространства. Кроме того, требовался особый подход к летным испытаниям.

Чтобы исключить риск, корабль и все его агрегаты должны до полета пройти проверку в условиях, точно имитирующих реальные - от механических, тепловых или акустических нагрузок до воздействия излучения Солнца. У нас была построена уникальная лабораторно-стендовая база, оборудованы самолеты-лаборатории, спроектированы и запущены орбитальные летающие модели, наконец, поднят в воздух полноразмерный аналог "Бурана", предназначенный для отработки режимов снижения и автоматической посадки.

- А что представляет собой лабораторно-стендовая база "Молнии", в чем ее уникальность?

- Лабораторно-стендовая база состоит из стендов и лабораторий наземной экспериментальной базы НПО и посадочного комплекса со взлетно-посадочной полосой на космодроме Байконур. Используя ее, можно производить полунатурное моделирование полета орбитального корабля на этапе пуска и посадки в реальном масштабе времени. Навыки управления орбитальным кораблем как в условиях нормального полета, так и в нештатных ситуациях экипаж получает с помощью пилотажного динамического стенда-тренажера, установленного на платформе с шестью степенями свободы. Бортовые системы корабля представлены в виде математических моделей. Есть и пилотажный статический стенд, позволяющий экипажам тренироваться, отрабатывая траектории полета при спуске корабля.

Трибологический комплекс предназначен для отработки узлов трения орбитального корабля в условиях космического полета и для их ресурсных испытаний, а также исследования свойств антифрикционных материалов, покрытий и смазок в условиях вакуума, нагрева и охлаждения.

При создании стендов внедрено около 200 изобретений. И хотя без соответствующей кооперации и четкой организации работ нам пришлось бы туго, основная тяжесть работ по обеспечению наземных испытаний все же легла на опытный завод НПО "Молния". Здесь изготавливались многочисленные модели "Бурана", полноразмерные фрагменты конструкции, было организовано производство некоторых штатных агрегатов корабля, в первую очередь вспомогательной силовой установки, разработанной в нашем ОКБ.

Отработка посадки "Бурана" после орбитального полета проводилась на космодроме Байконур. Для этого построили комплекс с посадочной полосой длиной четыре с половиной километра и шириной 84 метра, оснащенный самым совершенным навигационным и радиотехническим оборудованием, а также всем необходимым для послеполетного обслуживания орбитального корабля. Посадочный комплекс может принимать и самолеты всех типов, в том числе тяжелые самолеты-носители с орбитальным кораблем или ступенью ракеты "на спине". Кроме того, была расширена ВПП аэродрома Летно-исследовательского института в подмосковном Жуковском.

- Александр Сергеевич, НПО "Молния" известно непосвященным только как разработчик космической системы "Буран". Но ведь это далеко не так. Вам принадлежит целая плеяда авиационно-космических систем. Это и "Спираль", и "Бор"...

- "Буран" представлял собой логическое завершение целого комплекса работ и программ. А открывал историю создания авиационно-космических систем проект "Спираль". Работа над ним началась в КБ "Зенит" через четыре года после полета в космос Юрия Гагарина.

Многоразовая авиационно-космическая система "Спираль" включала орбитальный пилотируемый самолет с ракетным ускорителем и гиперзвуковой самолет-разгонщик. Запуск орбитальной ступени должен был происходить на высоте 24-30 километров при скорости, в шесть раз превышающей скорость звука. После завершения полета предусматривался планирующий спуск в атмосфере с посадкой на аэродром "по-самолетному", при этом для корректировки захода на посадку мог использоваться турбореактивный двигатель. При взлетной массе всей системы в 115 тонн одноместный орбитальный самолет имел массу 10 тонн и предназначался для научных и технических экспериментов в космосе, дистанционного зондирования Земли и инспекции космических объектов.

В ходе испытаний и на первом этапе эксплуатации орбитальный самолет предполагалось выводить в космос баллистической ракетой. Был построен дозвуковой аналог орбитального самолета - "изделие 105". В 1977 и 1978 годах он совершил шесть испытательных полетов с планированием на ВПП после отцепки от бомбардировщика Ту-95 на высоте около пяти с половиной тысяч метров.

Опыт работы над "Спиралью" значительно облегчил и ускорил создание "Бурана", а технические идеи, заложенные в основу проекта "Спираль", получили впоследствии свое развитие в новой авиационно-космической системе.

Хотелось бы сказать несколько слов и об экспериментальных космических летательных аппаратах "Бор-4" и "Бор-5", суборбитальные и орбитальные запуски которых проводились в 1982-1988 годах. Аппарат "Бор-4" (масса около полутора тонн) - копия орбитального самолета системы "Спираль" в масштабе один к двум. Его запускали при работе над "Спиралью", но фактически он испытывал теплозащитное покрытие "Бурана". Всего произведено один суборбитальный и четыре орбитальных запуска. Приводнение осуществлялось в Индийском океане и Черном море.

Поскольку "Бор-4" по аэродинамической схеме существенно отличался от "Бурана" и не мог использоваться для аэродинамических исследований, была разработана подобная "Бурану" летающая модель "Бор-5" (масштаб один к восьми). В ходе пяти запусков модели определены основные аэродинамические характеристики, тепловые и аэродинамические нагрузки, оценена устойчивость.

Отработка в реальных условиях наиболее ответственных участков полета (заход на посадку и посадка) была осуществлена с помощью летающего аналога "Бурана". Он произвел 24 полета, в пятнадцати из которых посадка была полностью автоматической.

- "Буран" - первый в нашей стране космический аппарат многоцелевого назначения. Он мог не только выводить в космос полезные нагрузки, но и обеспечивать их обслуживание и ремонт на орбите, а также возвращение на Землю...

- Предшественники "Бурана" выполняли лишь отдельные задачи. "Буран" же был способен вывести в космос до тридцати тонн и возвратить на землю до двадцати тонн полезного груза. Наличие на корабле большого грузового отсека позволяет транспортировать модули орбитальных станций или крупные конструкции длиной до семнадцати метров и диаметром в четыре с половиной метра, а в кабине экипажа могли бы разместиться до четырех членов экипажа и до шести пассажиров.

Итог напряженной работы был подведен первым полетом "Бурана" в космос 15 ноября 1988 года. Совершив два витка вокруг Земли, беспилотный корабль приземлился с точностью, какой могут позавидовать даже опытные летчики. Это была первая в мире автоматическая посадка крылатого космического аппарата.

- В серию по ряду причин, в том числе и финансовых, "Буран" не пошел. А что дальше?

- Жизнь на этом не заканчивается. Создавая "Буран", мы работали на перспективу. В 80-е годы, еще до первого полета "Бурана", НПО "Молния" приступило к реализации проекта многоцелевой авиационно-космической системы - МАКС.

Многоцелевая система МАКС обладает рядом принципиальных преимуществ. Это и возможность выведения грузов на орбиты любого наклонения в целях транспортного и транспортно-технического обеспечения орбитальных станций или других объектов, и высокая оперативность, и низкая стоимость применения, и отсутствие необходимости отчуждения земель под поля падения элементов конструкции.

В отличие от ракетных систем, привязанных к стартовым площадкам российских космодромов и ограниченных в выборе орбит, МАКС может применяться для аварийного спасения экипажей космических объектов или контроля самих объектов, оперативной разведки районов техногенных и природных чрезвычайных ситуаций и многих других целей.

Система МАКС состоит из реально существующего уникального дозвукового самолета-носителя Ан-225 "Мрия", установленной на нем орбитальной ступени с внешним топливным баком. По вариантам второй ступени система имеет три модификации: МАКС-ОС, МАКС-Т и МАКС-М.

К сегодняшнему дню уже проработаны основные элементы конструкции орбитальной ступени, изготовлен макет внешнего топливного бака, существует значительный задел по двигательным установкам.

Для снижения технического риска создания полномасштабной МАКС и равномерного распределения во времени финансовых затрат мы разработали сравнительно недорогую экспериментальную систему-демонстратор. Исследования по первому варианту демонстратора RADEM проводились в 1993-1994 годах. В них вместе с НПО "Молния" участвовали "Бритиш Аэроспейс", АНТК "Антонов", ЦАГИ. Работы велись по заказу Европейского космического агентства. Современный вариант демонстратора МАКС-Д разработан с использованием задела по RADEM на базе конструкции и аэродинамической компоновки МАКС-ОС для испытания перспективных воздушно-реактивных двигателей.

Не секрет, что многоцелевые авиационно-космические системы разрабатываются сейчас во многих странах, однако, по мнению зарубежных специалистов, Россия продвинулась по этому пути дальше своих конкурентов. Имея МАКС, мы смогли бы в начале нового века занять твердые позиции на рынке космических услуг.

Если бы на Западе был самолет, подобный Ан-225, то там, несомненно, раскручивали бы идею "крылатого космоса". Но в том-то и дело, что его там нет.

- Александр Сергеевич, вы считаете, что реализация проекта МАКС дает России реальный шанс остаться в двадцать первом веке космической державой?

- Если остановимся, можем опоздать. Сегодня для нас это актуально, как никогда, так как прогресс науки и техники - электроники, машиностроения, средств связи, телевидения - стремителен. Так, бортовой комплекс управления "Бурана" весил три тонны, а у орбитального самолета МАКС - чуть больше 250 килограммов. Уже экономия. А сегодня стоимость груза, выведенного на орбиту, дороже золота. В последние годы НПО "Молния" старалось не просто выжить, но и не остановиться в своем развитии. Работы по проекту МАКС не прекращались. Практически треть пути пройдена. Сегодня мы имеем защищенный эскизный проект с несколькими дополнениями. Это почти 220 томов расчетов, обоснований, экспериментов. Вместе с нами работало более 25 организаций-смежников. Несмотря на недофинансирование, кооперация не распалась. Главное, мы пока еще можем выполнить работу - есть огромный опыт, знания, технологический задел. Стоимость реализации нашего проекта может быть на порядок дешевле западных программ. На сегодняшний день есть несколько решений Совета безопасности, подчеркивающих важность продолжения работ по программе МАКС. Нет, к сожалению, пока только самого важного - правительственной программы, в которой бы четко и ясно говорилось, что МАКС нужен России и его надо делать.

- Но ведь одного правительственного решения мало, нужны деньги...

- Наличие правительственного решения для нас важнее правительственных денег. Это раньше можно было полагаться только на бюджетное финансирование. Теперь мы ищем и другие пути.

Есть варианты, когда внешние инвестиции в реализацию нашего проекта могут достигать 70 процентов от общего объема вложений. Если государство оценит важность проекта, то наши партнеры и в Европе, и в Азии будут активнее сотрудничать с нами.

- НПО "Молния" создает не только космическую, но и авиационную технику. Что вы можете поставить на российский и международный рынки?

- Мы проектируем целую серию гражданских самолетов грузоподъемностью от 500 килограммов до 450 тонн. Выходить на мировой рынок техники, где крайне жесткая конкуренция, можно только с изделиями, заметно отличающимися от аналогов лучшими характеристиками. Исходя из этого, НПО "Молния" выбрало для своих самолетов аэродинамическую схему "триплан", обусловливающую по сравнению с традиционными существенное повышение безопасности полета и топливной экономичности.

Трипланы обладают достоинствами схем "утка" и классической, но свободны от их недостатков. Использование несущих свойств всех трех плоскостей снижает нагрузки на конструкцию, обеспечивая значительное (до 20 процентов) уменьшение габаритных размеров и массы самолета и, следовательно, снижение расхода топлива и стоимости всего аппарата. Кроме того, трипланы обладают простотой и легкостью пилотирования, высокими аэродинамическими качествами на крейсерском режиме и улучшенными взлетно-посадочными характеристиками, а также повышенным уровнем безопасности полета.

Самый маленький из серии трипланов - шестиместный самолет "Молния-1" предназначен для индивидуального пользования, туризма, перевозки грузов и почты, аэрофотосъемки. Он может использоваться в интересах санитарной или патрульной служб. Проект удостоен Золотой медали Всемирного салона изобретений и научных исследований в Брюсселе "Эврика-93", а продемонстрирован в полете на аэрошоу в Ле Бурже в 1995 году. Первая партия самолетов изготовлена на Самарском авиазаводе.

Но это самый маленький триплан, а есть еще и многоместные поршневые и турбореактивные самолеты "Молния-100", "Молния-300", "Молния-400". Хочу отметить самый тяжелый из проектируемых трипланов - двухфюзеляжный самолет-транспортировщик "Геракл", габариты которого, как и у Ан-225 "Мрия", позволяют изготавливать его на существующих в России авиационных заводах без строительства новых сборочных цехов. Но "Геракл" обладает в полтора раза большей, чем "Мрия", грузоподъемностью. Он прекрасно перевезет крупногабаритные грузы массой до 450 тонн или до 1200 пассажиров. Может также использоваться и как самолет-носитель авиационно-космических систем.

- В войсках ПВО хорошо известны сверхзвуковые ракеты-мишени разработки НПО "Молния". Они активно используются в боевой учебе. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

- Разработкой сверхзвуковых ракет-мишеней НПО "Молния" начало заниматься более 30 лет назад, еще до объединения, опираясь на богатый опыт создания зенитных управляемых ракет для системы С-25М.

Низкая стоимость ракет-мишеней, созданных на базе отслуживших свой срок эксплуатации боевых ЗУР, достаточно полная имитация характеристик воздушной цели, высокая надежность и безопасность применения обеспечили их широкое использование войсками ПВО в качестве типовой воздушной цели при учебно-боевой подготовке, испытаниях зенитных ракетных комплексов и систем. Это своего рода экономически эффективный способ утилизации снимаемых с вооружения боевых ракет, обеспечивающий им "вторую жизнь".

Так, на базе ЗУР В-300 разработаны, испытаны и внедрены в серийное производство и эксплуатацию ракеты-мишени типов "Куница", "Соболь", "Белка", "Звезда" и с 1994 года - "Стриж".

Эти мишени имитируют летно-технические и информационные характеристики типовых воздушных целей в широком диапазоне высот (от 50 метров до 30 километров) и скоростей (от 100 до 1300 метров в секунду) при полете по заданной траектории с возможностью ее корректировки радиокомандами.

Мы также разработали и внедрили в эксплуатацию наземные средства подготовки и запуска ракет-мишеней в виде передвижного наземного комплекса "Лиса", автоматизированную информационно-измерительную систему регистрации и оценки результатов стрельбы.

- Александр Сергеевич, наверняка, имея такой богатый опыт и научно-технический задел в создании авиационно-космической техники, НПО "Молния" участвует в конверсионных программах.

- Технологии, освоенные при работе над "Бураном", получили свое развитие и в конверсионных программах. Это и прямое применение новых материалов и оборудования, и "ноу-хау", внедренные во многих отраслях промышленности - от авиационной до медицинской.

Так, математическое программное обеспечение бесчертежного изготовления плиток теплозащиты орбитального корабля "Буран" используется при изготовлении рефлекторов крупногабаритных радиотелескопов. А теплозащитный материал теперь используется при производстве лабораторных печей сопротивления "Накал". Облегченные сотовые многослойные панели находят применение в авиационной, судостроительной, радиотехнической и многих других отраслях промышленности. Создаем мы и механизированные высотные автостоянки MAC-251, и подъемно-транспортные устройства для перемещения лиц с ограниченной подвижностью по лестничным маршам, оборудование по переработке и хранению сельхозсырья для производства продуктов питания. Внедряем технологию неразрушающего контроля технического состояния различных объектов. Словом, НПО "Молния" входит в новое тысячелетие во всеоружии. И, значит, впереди - новые высоты...

- От души поздравляем с юбилеем и желаем новых успехов, перспективных проектов, оптимизма и энтузиазма в творчестве!

- Спасибо.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru